– Я делаю это ради собственного удовольствия
Хобби по наследству
«Я работаю дворником в детском саду и профессии своей не стесняюсь. Получилось так, что устроился временно и остался по сей день», – с этих слов начинает рассказ о себе Александр Власенко. Ему 55 лет. Уроженец Черниговской области Украины, своей настоящей Родиной он считает Беларусь, где провел большую часть сознательной жизни и создал семью. В 1990-е, как и многие, пробовал себя в торговле, но дело не пошло, зато именно в Бобруйске повстречал свою вторую половинку. Так здесь и остался, рассказывает Александр:– Мои предки по отцовской линии, староверы, занимались резьбой по дереву, мастерили шкафы и сундуки. Я, как и мой отец, самоучка. В детстве, подобно многим мальчишкам, выпиливал скворечники из досок. Более-менее серьезно занялся резьбой в 46 лет. Помимо скворечников, вырезал вазы и поделки из сувели, дарил их друзьям и близким.
Свою мастерскую Александр оборудовал в гараже неподалеку от дома. Определить его местоположение можно было бы даже с закрытыми глазами: несколько лет назад мастер повесил на плодовых деревьях поблизости домики – и теперь здесь на все лады распевают скворцы. Внутри мастерской, кроме разнообразных инструментов, можно увидеть заготовки для будущих дуплянок и уже готовые изделия. Умелец демонстрирует два бельчатника и пару скворечников, которые изготовил для ботанического сада в Минске:
– Однажды обо мне узнала работница одного детского сада в Витебске, связалась со мной и попросила смастерить для их учреждения несколько скворечников. В просьбе не отказал. Спустя время она в шутку заметила: мол, была в ботаническом саду, видела там белок, а домиков у них нет. Устраняй, говорит, этот недостаток. Я подумал: а почему бы и нет?
От обычных дуплянок бельчатник отличается тем, что внутри «апартаменты» двухэтажные. Да и входное отверстие в таком домике должно быть больше, чем, скажем, в скворечнике: шесть против пяти сантиметров. Обо всех этих тонкостях Александр узнал по мере накопления опыта:
– Чтобы разобраться в технологии, много читал в интернете, смотрел видеоуроки, учился...
Мастер признается: пока не стал заниматься дуплянками, в птицах не разбирался совсем, а теперь может отличить дрозда-рябинника от певчего. И знает, например, что в его домиках пернатые проводят по два сезона:
– Первыми заселяются скворцы: они занимают «жилплощадь», пока не выведут потомство и мелкие не станут на крыло. Затем домики обживают стрижи.
1 апреля отмечается Международный день птиц. Его цель – сохранение видового разнообразия и численности пернатых
«У каждого дерева свои особенности»
Хобби Александра не из дешевых. Одна щетка, например, стоит 260 рублей. Но мастер смотрит на это философски:– Я делаю это ради собственного удовольствия. Жизнь не состоит лишь в том, чтобы заработать. Есть вещи и поважнее. Когда мне спустя год звонят и говорят: «Саня, к нам скворцы прилетели. И прикинь, они же поют!» – это непередаваемое ощущение. Мне греет сердце, что вскоре мои совятники, скворечники и синичники украсят Могилевский зоосад, люди будут ходить и любоваться ими. Да и место особенное: мой брат служил здесь в армии 54 года назад. А рядом находится Буйничское поле, где в начале Великой Отечественной войны советские воины и народные ополченцы 23 дня держали оборону Могилева.
Лучше для изготовления дуплянок подходят мягкие породы дерева: тополь, осина, ольха. Чаще всего Александру доводится работать с тополем, потому что в городе их растет больше всего и ему достается часть колод после санитарной обрезки.
Для изготовления дуплянок лучше использовать мягкие породы дерева
– У каждого дерева свои особенности. Липа легко скалывается, поскольку она очень мягкая. Когда удаляешь сердцевину, нужно работать аккуратно, иначе можно испортить всю колоду. Мне больше нравится тополь, да и изделия из него получаются самые долгоживущие. Чтобы продлить срок службы домика, покрываю его краской для наружных работ.
Мастер сам разработал и собрал станок для высверливания дуплянки: колода в нем прочно зафиксирована, что позволяет рассверлить сердцевину и убрать внутреннюю часть. Все лишнее затем удаляется стамеской, после чего снимается кора и зачищается внешняя часть колоды. Деревянный «полуфабрикат» отправляется сушиться. Спустя полгода можно приступать к декоративному оформлению. Александр устанавливает стол, похожий на гладильную доску, и специальным станком нарезает на дуплянке полоски (на рабочем сленге мастера это называется «брашировать»), затем дошлифовывает их щеткой – только опилки во все стороны летят!
Чем страшнее колода, тем красивее скворечник, уверяет Александр и демонстрирует нам скворечник, который ему больше всех нравится:
Пернатый новосел
– Шикарный экземпляр! Видите эти выступы на дереве? В прошлом здесь были ветки. Чем больше на колоде таких мнимых недостатков, тем круче получается результат.
От Минска до Владивостока
Благодаря сарафанному радио о талантливом мастере из Бобруйска узнали не только в других белорусских городах, но и в разных уголках России. В гараже у Александра хранится стопка распечатанных фотоснимков, на которых запечатлены обладатели его элитных домиков. На одном из них друг детства, который живет в Анапе, – подаренный ему скворечник тот повесил возле своего коттеджа. С другой фотокарточки улыбается олимпийская чемпионка 1988 года в спортивных танцах на льду Наталья Бестемьянова, с третьей – олимпийский чемпион 2004 года по легкой атлетике Юрий Борзаковский... Еще один скворечник отправился на самый край континента – во Владивосток.В личном архиве мастера хранятся десятки фото с его работами
Несколько лет назад Александра нашел в интернете блогер-орнитолог из Рязанской области Василий Вишневский. О мастере-самоучке он рассказал на своем YouTube-канале. Так у бобруйского умельца появился ученик из Великого Новгорода.
– Позвонил мне и говорит: «Расскажите, что да как, – тоже хочу такие дуплянки мастерить».
– А сами никогда не думали завести свой блог с туториалами в YouTube? – интересуемся.
– Нет, таких планов не строю. Каждый должен заниматься своим делом. А кому нужен, тот и так найдет меня.
derzhanovich@sb.by