Пентагон водил за нос общественное мнение

Покончив с важным и трудным делом, принято подводить итоги.
Покончив с важным и трудным делом, принято подводить итоги. Тем более с таким, как война против Саддама Хусейна. В авиации это называется "разбор полетов". Сейчас политики спорят, была ли война оправданна, привела ли она к уменьшению зла на Земле и кто теперь за все это будет отвечать?.. У американских летчиков - как, впрочем, и у любых других - первым делом самолеты. И теперь пришла пора думать, насколько эффективно они использовались в прошедшей военной кампании. Видимо, исходя примерно из таких соображений командование американских ВВС собрало в минувший четверг на авиабазе Неллис в штате Невада своих и союзных генералов от авиации, перед которыми выступил генерал-лейтенант Майкл Мозли, руководивший военно-воздушными операциями сил коалиции во время войны в Ираке. Генерал рассказал собравшимся много интересного, причем не просто представил тактико-технические выкладки и статистические подсчеты, но и раскрыл кое-какие маленькие хитрости, ранее относившиеся к святая святых американских военных секретов, а теперь представляющие исключительно учебный интерес.

Нам представляется, что определенные "военные хитрости", о которых стало сейчас известно, отдают изрядной долей цинизма и открывают глаза наивным: далеко не все красивые фразы, сказанные в Вашингтоне, являются правдой. Иногда - это чистая маскировка истинных целей Пентагона.

Прежде всего слушатели узнали, что американские летчики открыли военные действия против Саддама Хусейна задолго до официального начала военной кампании в марте 2003 года. Оказалось, что у военного командования США был разработан специальный план, получивший название "Южный фокус", согласно которому еще летом 2002 года началось планомерное уничтожение с воздуха военных объектов в Ираке, являвшихся ключевыми в системе обороны страны при отражении внешней агрессии, в том числе и наземной.

Интернет-газета "Лента.Ru" подчеркивает одну вещь: для того чтобы мировая общественность ничего не заподозрила, эти ракетно-бомбовые удары регулярно подавались средствами пропаганды как реакция союзных воздушных патрулей на вылазки иракских сил ПВО в так называемой "бесполетной зоне" на юге Ирака, которую американцы и британцы установили еще после войны в Персидском заливе 1991 года.

Внешне все выглядело вполне правдоподобно - иракцы действительно усилили активность своих средств ПВО в последние месяцы перед войной. В общей сложности за время действия операции "Южный фокус" они 651 раз обстреляли союзные самолеты. Однако, как заметил генерал Мозли, это была вынужденная активность: "Мы стали вести себя чуть-чуть более агрессивно, чтобы вызвать на себя их огонь и таким образом получить возможность чаще отвечать... Сложилась ситуация, в которой трудно было отличить курицу от яйца".

Главной целью американских летчиков, участвовавших в операции "Южный фокус", стали радары, командные центры и новейшая сеть оптико-волоконной связи, соединявшая Багдад с военными объектами в Басре и Насирии. Сами кабели были проложены под землей и установить их местонахождение было невозможно, но американцам удалось обнаружить ретрансляторные станции, на которые и посыпались удары (вообще "Южный фокус" начался с воздушной разведки - на первом этапе в дело были посланы военные спутники, разведывательные самолеты U-2 и беспилотные "дроны"). "Нам удавалось все время быть на шаг впереди - мы разрушали иракскую систему связи быстрее, чем они успевали ее чинить", - отметил генерал Мозли.

В общей сложности с июня 2002 года по 20 марта 2003 года, когда официально началась война, американские ВВС совершили 21.736 боевых полетов над территорией Ирака, сбросив в общей сложности 606 бомб и ракет на 390 тщательно разведанных целей. Все это, отметил генерал Мозли, "здорово помогло генералу Фрэнксу", когда дело дошло до наземных боев - собственно, в рамках "Южного фокуса" заранее были решены те задачи, с которыми обычно наступающей армии приходится справляться в ходе первых дней войны с помощью массированных воздушных налетов на военные объекты противника.

Собственно, рассказал генерал Мозли, "Южный фокус" они изначально готовили совместно с генералом Томми Фрэнксом, отвечавшим за наземную фазу операции. В свое время планы по разрушению с воздуха военной машины Саддама, поведал Мозли, строил еще его предшественник на посту главнокомандующего союзными военно-воздушными силами на Ближнем Востоке генерал Чарлз Уолд - именно он в начале 2001 года обратился с подобным предложением в администрацию только что избранного президента Буша. Однако в Белом доме тогда еще не собирались воевать с Ираком, поэтому предложения положили под сукно. Однако уже к концу того же года, когда на место Уолда пришел Мозли, ветер переменился и Америка стала тайно готовиться к войне.

Помимо собственно уничтожения иракских военных объектов, одной из целей "Южного фокуса" было испытание новой техники и новых тактических приемов ведения воздушного боя. Так, именно в ходе этой фазы американцы впервые снабдили беспилотные разведывательные самолеты "Predator" противовоздушными ракетами "Stinger", чтобы они могли вступать в бой с иракскими летчиками. Генерал Мозли рассказал об одном таком боевом эпизоде: за несколько месяцев до начала войны в воздухе встретились вооруженный "дрон" и иракский истребитель МиГ-25, открывшие друг по другу огонь. С помощью дистанционного управления американцы успели выпустить две ракеты, прежде чем "Predator" был уничтожен. По словам командующего союзными ВВС, американцев очень впечатлило, что иракский летчик сумел сбить цель столь небольшого размера, а также то, что, попав под обстрел, он не отвернулся, а смело ввязался в схватку.

Когда дело дошло наконец до официального объявления войны режиму Саддама Хусейна, перед летчиками были поставлены пять основных задач: лишить центральное иракское командование возможности управлять своими войсками на юге, захватить в свои руки воздушное пространство над всем Ираком, обеспечить огневой поддержкой части спецназа, морской пехоты и другие армейские подразделения, продвигавшиеся на Багдад, уничтожить иракские ракетные комплексы, способные пускать ракеты класса "Земля - земля", и нейтрализовать возможные запасы химического и биологического оружия.

С началом боевых действий на земле американские летчики резко усилили свое присутствие в небе над Ираком. С самого начала войны для успешного обеспечения операций в воздух были подняты десятки разведывательных самолетов и заправщиков: в течение первых трех недель над иракской территорией постоянно летали не менее 200 боевых машин одновременно.

Военно-воздушные силы участвовали и в спасательных операциях. По словам генерала Мозли, с их помощью удалось эвакуировать 73 человека из числа солдат коалиции, которые в противном случае непременно бы погибли.

В общей сложности за все время войны 1.800 боевых машин союзников нанесли около 20 тысяч ракетно-бомбовых ударов. Из них 15.800 были направлены против наземных сил иракской армии, 1.400 поразили объекты иракских ВВС и ПВО, целью еще 1800 стали административные объекты иракского режима и еще 800 бомб упали на те места, где, по мнению военных, Саддам хранил запасы незаконных видов вооружения, включая ракеты класса "Земля - земля".

Как и ожидалось, решающая роль в этой воздушной войне была отведена так называемым точным боеприпасам, которые применялись в гораздо большем количестве, чем во всех предыдущих конфликтах с участием американской армии. Однако военные неожиданно столкнулись с трудностями при подсчете ущерба, причиненного этими ударами иракским наземным войскам. Кроме того, самокритично отметил генерал Мозли, взаимодействие между командованием сил ВВС и сухопутными войсками оказалось не на высоте: генералы от авиации и других родов войск постоянно спорили между собой, как лучше и эффективнее наносить воздушные удары, и в результате реальная их эффективность оказалась значительно ниже расчетной.

Под конец своего выступления генерал Мозли раскрыл еще несколько маленьких секретов минувшей войны.

Оказывается, знаменитый первый удар, которым началась эта война и который самолет-невидимка "Стеллс F-117" в ночь на 20 марта нанес по предполагаемому бункеру Саддама Хусейна в одном из пригородных районов Багдада, стал первым серьезным промахом как авиации, так и разведки - данные, полученные уже после войны, показали, что никакого бункера в том месте вообще не было. Правда, заметил генерал Мозли в свое оправдание, американские военные продолжают пребывать в уверенности, что на тот момент Саддам Хусейн со своими ближайшими сподвижниками действительно находился где-то неподалеку в том же районе.

Далее слушатели генерала Мозли узнали, что всякий раз, когда предполагаемый воздушный удар, по предварительным оценкам специалистов, мог привести к гибели 30 и более мирных иракских жителей, командование союзных ВВС должно было обращаться за разрешением напрямую к министру обороны США Дональду Рамсфельду. По словам генерала, таких случаев было более 50 и во всех из них Рамсфельд дал свою санкцию.

И, наконец, заключительный пустяк: иракцы легко могли надолго приковать союзные самолеты к земле, знай они, что весь запас авиационного топлива хранился в огромном караване цистерн, растянувшемся на целых четыре мили рядом с одной из авиабаз в Персидском заливе. В том же районе, по данным разведки, действовали отдельные ячейки "Аль-Каиды", но они так и не предприняли попытки нанести удар.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter