Пенсия с гарантией

О том, как усовершенствовать пенсионную систему, в беседе с кандидатом экономических наук, доцентом Владимиром Валетко
— На выплату пенсий у нас идут отчисления ныне работающих граждан. Эта система хороша, но при определенных условиях. Сейчас же мы столкнулись с некоторыми проблемами в экономике, растет, пусть и незначительно, безработица, а это значит, что людей, с доходов которых отчисляются взносы в ФСЗН, становится меньше. То есть не исключено, что наполнять до нужного уровня фонд будет все сложнее. Где же выход? 



— Наш Фонд социальной защиты населения уже столкнулся с ситуацией, когда пенсионеров становится больше, а взносов — меньше. Если взять первое полугодие нынешнего года, то у нас на 1,5 процента сократилась численность занятых, кроме того, снизились зарплаты. По итогам первых шести месяцев нынешнего года ФСЗН имеет дефицит 0,6 процента ВВП, или 2,4 трлн рублей. Это ощутимые цифры. Вопрос: чем покрывать дефицит?

С 2000 года наш ФСЗН был в профиците, за счет чего у него были временно свободные деньги, которые размещались в банковских вкладах и т. д. 

С этих денег в фонд поступают так называемые неналоговые доходы. Однако на весь 2015 год эти средства были запланированы в размере 2,1 трлн рублей. То есть, даже несмотря на то что уже к июлю поступило более 50 процентов от запланированной суммы, эти деньги не покрывают даже тот дефицит, который возник в первом полугодии. Так что, как и в других странах, вероятно, основным источником покрытия дефицита будут субвенции из республиканского бюджета. На текущий год они запланированы в размере 3,6 трлн рублей. Но эти деньги сфокусированы на выплату адресных пособий семьям, которые воспитывают детей. К слову, расширили пособие детям старше трех лет с 1 января этого года, что также сказалось и на дефиците бюджета фонда. 

— Без серьезного участия граждан усовершенствовать пенсионную систему невозможно. Как стимулировать работников  финансировать свою “безбедную старость”? 

— Здесь есть несколько направлений. Один из вариантов — создавать условия для востребованности добровольных пенсионных накоплений. Благодаря этому будут появляться длинные деньги, которые будут способствовать инвестициям, созданию рабочих мест и экономическому росту, но они не будут частью ФСЗН. Второй путь — ввести дополнительные накопительные уровни. В этом случае может быть задействован и фонд. Но здесь важна конкуренция на рынке. В ряде случаев создается такая конкурентная структура в процессе запуска накопительной системы. Например, в Польше изначально было создано 6 открытых пенсионных фондов, сейчас их более 10. 

На мой взгляд, система, которую мы можем брать за ориентир для нас, создана в Швеции. Там обязательная часть отчислений (как при распределительной системе) составляет 16 процентов, 2,5 процента — это те деньги, которые идут на персональные накопительные счета, и третья часть — профессиональная, которую в рамках коллективных договоров финансируют наниматели и работники. В сумме получается 28,5 процента отчислений с заработной платы. Это позволяет людям получать хорошие выплаты. 

— На нашем страховом рынке периодически встречаются сомнительные агенты компаний, которые предлагают услуги по дополнительной пенсии. Как уберечься от мошенников?

— Здесь важно участие государства. На рынок должны выпускаться только аккредитованные, сертифицированные компании, репутация которых позволяет считать их надежными участниками финансовой деятельности. Опять же пример из Швеции, где перечень финансовых компаний и пенсионных фондов, участвующих в системе страхования, делают в виде рейтинга. Для наглядности используют цвета —  красный, желтый, зеленый. Зеленый статус компании означает, что государство ее рекомендует, желтый указывает, что предприятие среднего уровня, красный цвет присваивается тем, кто, по мнению государственных экспертов, не может обеспечить низкий уровень риска. Такой подход позволяет повысить уровень доверия со стороны населения, дать четкие стимулы к тому, чтобы человек откладывал на пенсию и знал, что заработанное останется с ним. 

— Но в какие финансовые инструменты страховщики смогут вложить деньги клиентов? В отличие от США, Западной Европы, Китая, России у нас фондовый рынок не развит.

— В ряде стран законодательство предписывает пенсионным фондам определенную долю средств вкладывать в инструменты фондового рынка. В Польше, например, не менее 

40 процентов должно направляться на покупку ценных бумаг. Однако в целом структуру портфеля, совокупность тех инструментов, в которые будут вложены деньги, пенсионные фонды определяют самостоятельно, анализируя предложение на рынке и оценивая риски. Кроме фондового рынка деньги могут вкладываться, например, в недвижимость.

У нас основное препятствие развитию фондового рынка — это инфляция. Но сейчас Правительство взяло курс на ее снижение. Нацбанк становится мегарегулятором — расширяются его полномочия, в том числе на рынке ценных бумаг, страхования, лизинга. Будем надеяться, что появится программа, которая позволит повысить привлекательность фондового рынка для вкладчиков, в том числе и пенсионных отчислений. 

— Во многих странах обсуждаются вопросы повышения пенсионного возраста. Что это: панацея или промежуточное звено в решении проблем пенсионного обеспечения?

— Мы должны понимать, что демографическая структура нашей нации сдвигается в сторону пожилых людей, это характерно для многих стран. С 2012 года у нас введены бонусы, которые полагаются тем, кто откладывает выход  на пенсию. Все больше пенсионеров работает. Это де-факто движение в сторону повышения трудоспособного возраста. Но повышение пенсионного возраста — достаточно острый вопрос. У нас его решение в практическую плоскость пока не переводится, хотя необходимость в этом назрела.

gavrusheva@sb.by

Блицопрос

Собираетесь ли вы работать на пенсии? 

Марина Васильева, закройщик:

— Конечно. Не просто собираюсь, а точно знаю: пока будут силы и здоровье, нужно работать. Думаю, подавляющее большинство на этот вопрос ответит утвердительно. Подсчитайте, на что может хватить пенсии, а если еще в статью расходов лекарства добавятся? А ведь хочется еще помочь детям, мы живем пока вместе.

Игорь Панин, строитель:

— Не знаю, до пенсии нужно сначала дожить. По крайней мере, все пенсионеры, которых я знаю, трудятся, пока есть возможность. Если честно, мечтаю о пенсии, скорее, как о свободном времени. Хотелось бы к тому возрасту заработать достаточно, чтобы не думать постоянно о хлебе насущном, а работать только в свое удовольствие, для души, а такая работа уже называется хобби.

Дмитрий Анисович, студент: 

— Мне, конечно, еще далеко до пенсии и рано думать об этом, но надеюсь, что буду. 

А чем плох дополнительный заработок? Если, конечно, молодые специалисты не потеснят меня. Да и кто знает, что будет через 30—40 лет, может, надо будет выбирать: зарплата или пенсия, или вовсе запретят работать пенсионерам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter