Нельзя жить в центре стареющей Европы и делать вид, что демографические ножницы не добрались до нас

Пенсионное уравнение со всеми известными

Законы экономики универсальны, бесстрастны и ультимативны по своей сути. Или вы подчиняетесь их требованиям и быстро принимаете меры в меняющейся ситуации. Или последствия промедления неизбежно бьют по национальной экономике и населению, а точнее, по его доходам. Ситуация с пенсионной реформой – из того же ряда. Нельзя жить в центре стареющей Европы и делать вид, что демографические ножницы не добрались до нас. Добрались, и еще как. Потому и действовать сейчас нужно быстро, все хорошо взвесив и обдумав.   



Составные части нашего сложного пенсионного уравнения за время обсуждения предстоящих изменений известны, наверное, каждому школьнику. Если сегодня пенсионер – каждый четвертый житель страны, то уже через 15 лет им будет каждый третий. А значит, к 2030-му на 100 работающих будет приходиться  78 пенсионеров (сейчас этот показатель – 61). Можно ли будет при такой сложной пропорции обеспечить прежний уровень начисления пенсий? Ответ на этот вопрос очевиден. Нет. А потому – либо повышать страховые взносы, либо поднимать планку пенсионного возраста. Третьего не дано.

При этом экономисты в один голос заявляют: увеличивать и без того серьезную нагрузку на нанимателя нельзя. Нет у нас и нефтяного фонда, как в Норвегии, из которого частично финансируется фонд пенсионный. Поэтому остается вариант, по которому уже давно пошли наши соседки Литва и Польша, где срок выхода на пенсию для мужчин и женщин уже сейчас составляет 65 и 60 лет соответственно. Признала неизбежным повышение пенсионного возраста и Россия. Там решили начать реформу с госслужащих:  они будут выходить на пенсию в 65 лет.            

В нашей стране реформе традиционно предшествует широкое общественное обсуждение. Населению предложены три варианта выхода на пенсию: 58 и 63 года для женщин и мужчин, 60 и 63, а также 60 и 65 соответственно. Опросы, которые мы, журналисты, проводим едва ли не каждый день, показывают: больше других людям приглянулся первый вариант. Во-первых, потому что являет собой золотую середину. Во-вторых, потому что каждый год к пенсионному возрасту планируется прибавлять по полгода, и на все про все уйдет минимум 6 лет. А значит, будет время посмотреть, как реагируют на изменения экономика, рынок труда, как уменьшается дефицит пенсионного фонда. Впрочем, звучат на местах и другие предложения: ввести изменения одномоментно, без раскачки. Какой бы из предложенных вариантов ни возобладал, в любом случае с повестки дня никто не снимал другие сопутствующие вопросы: создание новых рабочих мест, сохранение льгот для «тяжелых» специальностей, наличие компенсирующих механизмов для наиболее уязвимых категорий – молодежи и работников предпенсионного возраста.

В связи с этим очень показательным получился недавний круглый стол по пенсионной реформе, в котором участвовали представители Минтруда и соцзащиты, а также Федерации профсоюзов. В частности, было сказано, что повышение пенсионного возраста коснется всех категорий, но при этом сохранятся существующие льготы и преференции для так называемых «тяжелых» специальностей. Речь идет и о тружениках села, и специалистах, занятых подземными работами… Профсоюзы сделали акцент на том, что реформа должна проходить поэтапно и компенсироваться реальными механизмами защиты на рынке труда. В первую очередь тех, кто только начал работать, и тех, кому до выхода на пенсию осталось 2—3 года. Председатель ФПБ Михаил Орда особо подчеркнул: Указ № 78 обязывает ежегодно создавать 50 тысяч рабочих мест. Поэтому надо более широко развивать сферу услуг, создавать высокотехнологичные, конкурентоспособные предприятия, где нашла бы себе применение молодежь. В ситуации повышения пенсионного возраста именно она может пострадать больше всех, поскольку наниматель всегда отдаст предпочтение опытному работнику. В результате можем получить старение трудовых коллективов, трудности с внедрением новых технологий. Этого произойти не должно.  

Вроде все сказано. Что в сухом остатке? В пенсионном уравнении, решить которое пришло время и нашей стране, больше не осталось неизвестных. Мы четко знаем нынешнее положение дел. Понимаем, чем чревато бездействие, и здраво оцениваем риски. Видим реальные варианты, которые позволят переломить вызовы демографии и выдержать пенсионный баланс. Остались последние штрихи, которые нацелены только на одно — не забыть за экономическими расчетами интересы простого человека.  Услышать его замечания и вовремя подверстать их в программу реформы.           

matveev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter