Пенсии:от пособия по старости — к отложенному доходу?

Пенсионная система страны располагает запасом прочности для проведения реформ НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Беларуси провел исследование, касающееся распределения работников по размеру заработной платы и пенсионеров — по размеру пенсий. Выводы, полученные по итогам анализа результатов исследования, свидетельствуют о целесообразности проведения реформ в пенсионной системе. Об этом в беседе с корреспондентом БЕЛТА сообщила директор НИИ труда Светлана ШЕВЧЕНКО.

— Светлана Васильевна, в Беларуси и в оплате труда, и в пенсионном обеспечении происходят существенные позитивные сдвиги.
— Действительно, в нашей стране существенно сокращается как численность работников, имеющих заработок ниже бюджета прожиточного минимума (БПМ), так и численность пенсионеров, получающих пенсию ниже этого социального норматива. Удельный вес пенсионеров и работающих граждан в категории малообеспеченных значительно снижается. Это происходит параллельно с общим сокращением масштабов бедности в стране.
Так, за последние пять лет число работников с зарплатой ниже БПМ сократилось в 4,5 раза, число пенсионеров с пенсией ниже данного социального норматива — почти в 3 раза. При этом резко возросла доля работников с уровнем заработной платы выше 2 минимальных потребительских бюджетов (МПБ) — за пятилетие она удвоилась.
Таким образом, в Беларуси наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества работников со сравнительно высокой зарплатой. По данным на май текущего года, их в общей численности работников более 44%. Это очень высокое достижение.
Кстати, размер БПМ в среднем на душу населения в мае 2006 года был Br164 тыс. 455, размер МПБ — Br253 тыс. 291.
— Ситуация с распределением пенсионеров по уровню пенсий аналогична?
— Она несколько иная. Да, количество получателей низких пенсий сократилось значительно. Но при этом если в 2000 году пенсионеров с размером пенсии выше 2 МПБ вообще не было, то в 2005 году такие пенсионеры уже появились, но их удельный вес в общей численности получателей пенсий составил всего 0,5%, в мае 2006-го их стало несколько больше — 1%.
Согласитесь, высокий заработок имеют, как правило, люди с немалым опытом работы, ставшие профессионалами в своем деле, те, кто трудится более интенсивно на своем рабочем месте, а нередко и на нескольких работах. Это позволяет им обеспечивать себе и своей семье сравнительно высокий уровень доходов, достойный по общепризнанным меркам уровень жизни.
А когда наступает время выхода на заслуженный отдых, то по действующей системе назначения пенсий доходы таких людей резко падают. Получается, что только единицы из высокооплачиваемых работников попадают в число того самого 1% получателей высоких пенсий. Как правило, это бывшие работники силовых структур и государственные служащие...
— А если рассмотреть ситуацию с точки зрения величины коэффициента замещения былого заработка?
— В среднем по стране соотношение между средним размером пенсии и средним размером заработной платы в 2005 году было равно 43%. Но этот показатель — как средняя температура по больнице...
У низкооплачиваемых работников размер пенсии иногда даже превышает уровень их прошлой средней заработной платы. Что же касается высокооплачиваемых работников, то коэффициент замещения былого заработка у них очень низкий. Размер пенсии оказывается в 3—4 раза меньше их среднего заработка и, хочу подчеркнуть, тем более значительно меньше размера зарплаты, получаемой перед выходом на пенсию. Это объясняется тем, что пенсионный “потолок” у нас ограничен. К тому же процедура осовременивания прошлых заработков за разные периоды трудовой активности и включение в трудовой стаж периодов жизни, не связанных с получением доходов (учеба, отпуск по уходу за ребенком и т.д.), существенно занижают средний заработок прежде всего у высокодоходных в прошлом пенсионеров.
Как результат, пенсионная система сегодня для работников со сравнительно высокими доходами мало привлекательна. Ведь они понимают, что после выхода на пенсию качество их жизни неминуемо снизится — уж очень велика разница между уровнем заработной платы на момент выхода на пенсию и размером назначаемой пенсии.
Что является следствием этого? Они вынуждены продолжать работу, чтобы поддержать привычный для них уровень жизни.
— В Беларуси, как свидетельствует статистика, продолжает работу каждый пятый пенсионер. С одной стороны, это говорит о том, что многие люди, став пенсионерами, могут и хотят продолжать трудовую деятельность. С другой стороны, они вынуждены работать в целях пополнения семейного бюджета?
— По статистике, в возрасте от 55 до 60 лет продолжают работу после выхода на пенсию 53% мужчин и 48% женщин. В возрасте от 60 до 65 лет работающих пенсионеров-мужчин — 41%, женщин — 29%, в возрасте от 65 до 70 лет — соответственно 27% и 14%. И даже в возрасте старше 70 лет продолжают трудиться 9% мужчин и почти 4% женщин.
Среди тех, кто выходит на пенсию досрочно в связи с работой в неблагоприятных условиях, 76% продолжают работать, среди выходящих на пенсию за выслугу лет таких пенсионеров — 66%.
По моему мнению, проблема работающих пенсионеров далеко не однозначна. Пенсионерам не всегда легко сохранить за собой рабочее место. Наниматель отдает предпочтение тем из них, кто имеет высокую квалификацию и сохранил способность работать с высокой интенсивностью. Поэтому в более старших возрастных когортах работающих пенсионеров становится меньше, поскольку у пенсионеров снижаются шансы удержать за собой рабочее место в условиях конкуренции. С другой стороны, в силу возраста, как правило, изменяются в сторону уменьшения и потребности человека, следовательно, несколько снижается и нуждаемость в более высоких доходах.
Есть и еще одна категория пенсионеров — это люди, которые на протяжении своей жизни в силу разных обстоятельств “не наработали” на будущую пенсию. Как следствие, им приходится уже после получения права на пенсию за счет работы пополнять семейный бюджет. Но работающие пенсионеры (если они не отказываются от получения причитающейся им пенсии), не имеют возможности повлиять на размер своей пенсии. Потому что страховые взносы, уплачиваемые с заработной платы таких пенсионеров, не отказавшихся от получения своей пенсии, не используются для пересмотра размеров их пенсий, как это имеет место во многих странах.
Например, в России такие изменения внесены в пенсионную систему. Там работающие пенсионеры имеют право ежегодно подавать документы на перерасчет пенсии в связи с тем, что они, продолжая работать, со своей заработной платы вносили взносы на пенсионное страхование. В России к тому же не ограничивается размер пенсии продолжающим работать пенсионерам. А в Беларуси таким пенсионерам трудовая пенсия ограничивается, если их индивидуальный коэффициент, рассчитываемый при назначении пенсии, превышает 1,3.
— В отношении высокооплачиваемых работников получается... парадокс? В период своей трудовой деятельности они довольно солидными взносами поддерживают общую пенсионную систему. А после выхода на заслуженный отдых из этой пенсионной системы имеют “отдачу” в виде невысокой пенсии. Продолжая работать и соответственно отчислять опять-таки немалые страховые взносы в Фонд соцзащиты населения, у них уже нет возможности повлиять на размер своей пенсии...
— Да, если человек недоволен размером своей пенсии, он должен от нее отказаться, продолжить работу и только тогда возможен перерасчет, который незначительно скажется на размере пенсии. А ведь по законодательству право на пенсию он получил...
— Как известно, “подвижки” в пенсионном законодательстве связаны с существенными финансовыми затратами. Если бы по обсуждаемым нами вопросам в законодательство были внесены соответствующие изменения, то не отразилось бы это негативно на общей ситуации с пенсионными выплатами?
— Экономика Беларуси находится на подъеме. Это благоприятно влияет в том числе и на финансовое состояние Фонда социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Так, обеспеченность фонда средствами на пенсионные выплаты достигла на 1 сентября текущего года 235% от месячной потребности. Для сравнения: на 1 января 2005 года данный показатель составлял всего 55%. И это несмотря на то, что по такому макроэкономическому показателю, как занятость населения, мы пока не вышли на уровень 1990 года, что при распределительной пенсионной системе приводит к росту “пенсионной нагрузки” на работающее население.
Полагаю, сегодня в Фонде социальной защиты населения уже есть финансовые средства, которые можно было бы направить на уменьшение количества перераспределительных механизмов, действующих в пенсионной системе, и обеспечить более тесную “привязку” уплачиваемых страховых взносов к размеру получаемой пенсии. Но прежде всего следовало бы предоставить людям, не удовлетворенным уровнем своего “пенсиона”, возможность за счет отчисления страховых взносов в “постпенсионный” период увеличивать размер своей пенсии. Тем более что потребность в продолжающих работать пенсионерах есть во всех отраслях экономики, раз наниматели продолжают с ними трудовые отношения.
— Как известно, в большинстве развитых стран мира общеустановленный возраст выхода на пенсию гораздо выше, чем в Беларуси.
— Параметры возраста выхода на пенсию в нашей стране не планируется изменять — данная составляющая государственной социальной политики сохраняется неизменной. Но при этом было бы логично предоставить работникам возможность ощутимо влиять на размер своей будущей пенсии и после наступления возраста выхода на пенсию.
В промышленно развитых странах пенсию рассматривают не как пособие по старости, а как отложенный работником доход. Ведь те деньги, которые уплачиваются в виде страховых взносов, могли бы быть направлены на рост заработной платы. Но они в этих странах идут на выплаты уже состоявшимся пенсионерам (перераспределительный компонент пенсионной системы) и на аккумулирование средств, которые направляются в экономику на инвестирование (накопительный компонент). Вся сумма перечисляемых страховых взносов, независимо от того, в рамках каких компонентов пенсионной системы она уплачивалась, становится отложенным капиталом человека на тот период, когда его трудовая активность снизится или станет невозможной. Сумма уплаченных в период работы взносов, индексируемая пропорционально росту реальной заработной платы (та часть, которая поступает в распределение для уже состоявшихся пенсионеров) и с учетом дохода от инвестирования (та часть, которая поступает на накопление), делится на продолжительность дожития и таким образом рассчитывается размер пенсии. При этом разница в доходах в период работы и после ее завершения не оказывается очень ощутимой. В Беларуси же настолько прямой зависимости между размером уплаченных страховых взносов и размером будущей пенсии не прослеживается.
— А если сумма выплаченных страховых взносов слишком мала для назначения даже минимально гарантированной пенсии?
— Тогда государство берет на себя обязанность поднять ее размер до установленной законодательством минимальной планки. Например, это может быть произведено через систему адресной социальной помощи, финансирование которой осуществляется за счет налоговых поступлений. В промышленно развитых странах пенсионерам, у которых размер пенсии ниже официально установленного гарантированного уровня, предусмотрены специальные доплаты из бюджета, поднимающие размер пенсии до этого уровня. Право на получение таких доплат может наступать в более позднем возрасте по сравнению с официально установленным возрастом выхода на пенсию для пенсионеров, которые по состоянию здоровья имеют возможность своим трудом в “постпенсионный” период самостоятельно повысить уровень своей пенсии.
Когда же пенсионерам с низкими в прошлом доходами размер их пенсии поддерживается в основном за счет перераспределительных механизмов, работники с высокими доходами оказываются заинтересованы в получении части зарплаты “в конверте” (ведь с этой суммы они не платят страховые взносы). Мол, все равно больший размер отчислений не скажется на уровне их пенсионного обеспечения... Получается, они не видят смысла в полноценной уплате страховых взносов, поскольку в перспективе эти отчисления не вернутся к ним в качестве пенсионных выплат.
— Может, один из выходов — в добровольном дополнительном пенсионном страховании? Этот механизм в Беларуси действует, но пока система “добровольного накопления” не получила широкого распространения.
— За рубежом этот вид пенсионного страхования развит довольно широко. Но тут следует учесть такой нюанс: в большинстве промышленно развитых стран установлен “порог” заработной платы, выше которого суммы заработка не облагаются страховыми выплатами в пенсионную систему. И значит, у работника появляется мотивация из этой части заработка самому направлять некоторую сумму на дополнительное пенсионное страхование. У нас страховые отчисления взимаются со всего размера заработной платы, ограничительного максимума нет...
— По вашему мнению, в Беларуси пенсионная система созрела для введения новых элементов?
— Безусловно. И определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. При этом НИИ труда не стоит в стороне. Например, сотрудники нашего института проводили исследования по изучению возможности введения в пенсионную систему Беларуси накопительного компонента; по определению подходов к расчету страховых тарифов для профессиональных пенсий, которые связаны с работой в неблагоприятных условиях труда и досрочным выходом на пенсию; по перераспределению на принципах паритета страховых взносов в пенсионную систему между нанимателем и работником и др. Базисом для внедрения в практику результатов этих исследований служит динамичное развитие экономики нашей страны.
Но, должна отметить, эти разработки ориентированы на будущие поколения пенсионеров, они не касаются уже состоявшихся пенсионеров и тех, чей возраст приближается к предпенсионному.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter