В Национальном академическом театре им. Я.Купалы прошла премьера документального спектакля «Першы»

Пенка дней

Не впадая в зимнюю спячку, Национальный академический театр им. Я.Купалы после помпезного «Короля Лира» выпустил совсем иную по масштабу и настроению историю — премьеру «Першы» на Камерной сцене театра. 


Хотя парадоксальным образом в чем-то «Першы» даже перекликается с шекспировской трагедией: тема взаимоотношений отцов и детей здесь главенствует. Дети здесь, правда, совсем крошечные, они еще не думают о том, как поделить папашино королевство, а мечтают сбежать из детского сада или избежать поедания рыбной котлеты. В декорациях художника Татьяны Диваковой видим условный детский сад как модель мира. Сидение на горшке превращено в одной из сцен в условный ироничный сеанс групповой психотерапии неких «анонимных детсадовцев». «Першы» — действительно первый документальный спектакль, первый опыт в жанре вербатим Купаловского театра. И в его основе — документальные воспоминания артистов, занятых в проекте, а также тех, кто решил прислать свои истории на тему детства режиссеру спектакля Роману Подоляко. На пару с Михаилом Зуем он выступил и автором пьесы, ставшей драматургическим каркасом премьеры. 

Вербатим — не роскошь, а средство выражения идей. Иногда современные театры перестают верить в силу литературного слова и тогда прибегают за нервом и вдохновением к голосу улицы, к рассказам и воспоминаниям реальных людей, наших современников. И уж тут раздолье лексическое, гудят дубравы смыслов! Тут тебе порой и матерок, и тавтология, и слова-паразиты, и прочая прелесть. Свежая во всех смыслах литературная кровь. 

«Першы», по словам Романа Подоляко, для которого спектакль стал второй режиссерской работой после «Радзiва «Прудок»», достаточно вольно обходится с методологией вербатима, это, безусловно, эксперимент, в котором главное — энергия и хорошая команда. Купаловские актеры органично играют маленьких детей — временами испуганных, временами озорных, истории переплетаются, настроение сцен меняется от светлого лиризма к подлинному драматизму… Валентина Гарцуева, Кристина Дробыш, Иван Кушнерук и Павел Остроух образуют интересный ансамбль, в котором каждый солирует по очереди, подхватывая друг друга на лету. И эта легкая импрессионистская интонация а-ля Гришковец — самое ценное, что есть в спектакле. Каждый может вспомнить свое одинокое морозное утро в детском саду, и какао с пенкой, и неприветливую воспитательницу, и тихий час под одеялом, когда совсем не хотелось спать. 

В отличие от многих других примеров вербатима, тяготеющих к мрачности и пессимизму, показывающих неприкрытую изнанку жизни, «Першы», наоборот, готов поднять вас на своих крыльях гуманизма в небесные выси. Конечно, не такие, где обитают «Зеркало» Тарковского или «Амаркорд» Феллини, тоже разбирающиеся с человеческой памятью и феноменом детства, но на той же примерно широте. Можно и поплакать, и посмеяться, и СМС после спектакля родителям написать: мол, низкий вам поклон, вырос я хорошим человеком. Если родители в зале, как случилось у некоторых актеров на предпоказе «Першага», можно и воздушный поцелуй послать. Не пробудившаяся ли совесть эгоиста — главный итог этого эксперимента? Первый документальный спектакль купаловской труппы определенно не вышел комом. Все комочки в этой сладостной каше воспоминаний растворены, рассеяны, проговорены, съедены с любовно повязанным слюнявчиком и большим аппетитом. 

Добрый зритель в 9-м ряду. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter