Пеле на мотоцикле. Мотоболисты летают по полю со скоростью 90 километров в час и играют примерно до пятидесяти лет.

Настоящие мужчины играют не только в хоккей. Под этими словами едва ли не первыми подпишутся поклонники мотобола. Рев моторов, скорость, кипящие страсти — антураж в “футболе на мотоциклах” самый что ни на есть мужской.

Настоящие мужчины играют не только в хоккей. Под этими словами едва ли не первыми подпишутся поклонники мотобола. Рев моторов, скорость, кипящие страсти — антураж в “футболе на мотоциклах” самый что ни на есть мужской.

Недавно стало известно, что в июле этого года Пинск и Лунинец будут принимать чемпионат Европы по мотоболу. Это здорово, учитывая тот факт, что в последний раз, когда турнир проходил в Беларуси, в 2004 году, наши мотоболисты впервые стали чемпионами континента. О повторении того успеха наверняка мечтает вся белорусская мотобольная команда, которой три последних года достаются исключительно серебряные медали.
Осуществление этой мечты во многом будет зависеть от того, как проявит себя лидер сборной Беларуси Антон ВЛАСОВЕЦ. Мы нисколько не преувеличиваем роль пинчанина — неспроста его называют мотобольным Пеле и пятнадцать лет подряд признают сильнейшим игроком на континенте. Только на чемпионатах Европы (а он участвовал в 17 турнирах) Власовец забил 254 мяча! Всего же за свою карьеру он поражал ворота соперников более двух тысяч раз. Антон Власовец первым из представителей технических видов спорта стал получать именную президентскую стипендию. Деньги это не маленькие, и случайным людям их не дают.
Интересен ли мотобол белорусам? Сколько стоит хороший мотоцикл? Из-за чего дерутся мотоболисты? Об этом и не только мы поговорили с лидером нашей сборной.

“Некоторые матчи собирают три тысячи зрителей”

— Можно ли сказать, что мотобол сегодня — популярный в Беларуси вид спорта?
— Наверное, раньше он был популярнее. У нас в Пинске построен прекрасный мотобольный стадион на четыре с половиной тысячи мест, но он редко заполняется. Часть болельщиков “оттягивает” футбол. Многие ходят на ледовую арену. Хотя мотобол по-прежнему остается визитной карточкой нашего города.
— Сколько зрителей может собрать мотобольный поединок в Пинске?
— Если честно, мы немножко разбаловали людей. Они привыкли, что “Автомобилист” все время побеждает. Поэтому матчи национального чемпионата с командами даже среднего уровня особого интереса не вызывают — результат известен заранее. Зато если к нам приезжают украинцы или прибалты, то тысячи три на трибунах собирается. Особняком стоит первенство Европы 2004 года, которое проходило в Пинске. Мы тогда стали чемпионами, а стадион практически в каждом поединке был забит под завязку.
— Как охарактеризуете пинских болельщиков?
— Они видели много турниров, в том числе и первенство СССР. Поэтому хорошо понимают мотобол, много знают о тонкостях игры.

“Ребята предпочитают просто кататься на скутерах”

— Котируется ли в Европе белорусский чемпионат?
— Думаю, из белорусских команд только четыре конкурентоспособны на международном уровне. На Западе мотобол ушел вперед. Там техническая база посильнее. И больше молодежи занимается мотоболом. А у нас есть проблема — как купить небольшие мопеды для детей. Ведь нельзя же их сразу сажать на мотоциклы.
— Значит, желающих заниматься мотоболом не  много?
— Есть такая проблема. Молодые люди приходят, учатся ездить, а дальше... Чтобы играть, нужно трудиться, тренироваться. Далеко не каждый изъявляет такое желание. Ребята предпочитают просто кататься по городу на скутерах и мотоциклах.
— Техническая оснащенность в мотоболе важна?
— Конечно, от нее напрямую зависит результат. Мотоцикл должен быть легким (он не может весить больше 120 килограммов), маневренным, быстро разгоняться и быстро останавливаться.
— Какую скорость мотоболисты развивают во время игры?
— Если удается вырваться на “оперативный простор”, то разгоняемся и до 90 километров в час. На виражах приходится ехать спокойнее. Хотя многое зависит от умения управлять машиной... За игру мы расходуем примерно пять литров бензина.
— На каких мотоциклах выступает ваша команда?
— На испанских “Газ-газ”. Мощности в 44 лошадиные силы вполне достаточно для мотобола. Эти мотоциклы нетяжелые, на них легко маневрировать.
— А сколько они стоят?
— В последний раз мы покупали мотоцикл за пять с половиной тысяч евро. Нужно учитывать, что моторесурс машины ограничен. Отъездил 70 часов — меняй поршень. А он, между прочим, обходится в сто евро. Если не поменять, можно мотоцикл угробить. При хорошем уходе железный конь может прослужить больше семи лет.

Сокрушительные удары

— Физическая комплекция имеет какое-то значение?
— Чем больше человек весит, тем проще ему ускоряться. Потому что у мотоцикла лучше сцепление с землей. Да и в силовой борьбе мощь не помешает. Где-то надо ногу выставить, где-то развернуть мотоцикл. Поэтому я за то, чтобы в команде играли люди крепкого тело-сложения. Впрочем, в нашем составе нет слабаков. Кстати, мой сын Артем тоже занимается мотоболом. Отвоевывал разрешение тренироваться у жены с боем. Она говорит, что хватит в семье одного мотоболиста.
— Мотоболисты — сильные мужчины. А драки между ними бывают?
— Иногда. У нас в основном случались потасовки с лунинецкой командой. Раньше все выясняли отношения, но в последнее время поуспокоились. Как деремся? Бросаем мотоциклы — и вперед. Деремся, правда, только на поле, после игры мы все дружим.
— В мотоболе есть финты?
— Конечно, технических нюансов хватает. Быстрее развернуться, тронуться, обыграть кого-то на тормозе или на ложном замахе — всего не объяснишь.
— Многие обращают внимание на внушительные габариты мотобольного мяча...
— Весит он около килограмма. Представьте: скорость мотоцикла, масса мяча и сила удара — получается неслабо. Вратарь, отражая удар, может сломать руку. А если мяч попадает в голову — вероятно сотрясение мозга. Я два раза за карьеру попадал в казусные ситуации, когда сам себя сбивал с мотоцикла. Наносил удар, мяч попадал в штангу и отскакивал мне в лицо. Даже сознание терял после такого.

“В Палату представителей мне еще рано”

— Как вы впервые познакомились с мотоболом?
— Мне тогда было всего тринадцать лет. Гуляли с друзьями по окраине Пинска, где находилась промышленная зона, и вдруг услышали рев моторов. Пошли на звук посмотреть, что происходит. Это тренировалась команда “Строитель”, которая только-только была создана. Сначала мы подавали спортсменам мячи, потом попросили их, чтобы нас покатали. Ну а через три года я уже сам играл.
— Вам 42 года. В футболе спортсмен такого возраста считается стариком...
— В мотоболе большая часть нагрузки ложится на мотоцикл. У нас не так важна “дыхалка”. В среднем мотоболисты играют примерно до 50 лет. Хотя есть и исключения. Например, я знаю, что в Волгограде дедушка выходил на поле в 61 год. Думаю, это рекорд.
— Не собираетесь ли вы его побить?
— Нет, потому что меня преследуют травмы. Разрывы связок, переломы, сильные ушибы, раздавления, порезы — наверное, с этим знаком каждый мотоболист.
— Из-за бомбардирских качеств вас называют мотобольным Пеле. Какие голы для вас самые памятные в карьере?
— Те, что забивал на победном чемпионате Европы в Пинске. В позапрошлом году удалось отличиться в финале, когда мы стали серебряными призерами. Уступили тогда со счетом 1:2 России. К слову, тот матч не был доигран до конца из-за ливня, но что поделаешь — такие у нас правила.
— Насколько мне известно, помимо мотобола вы занимаетесь политической деятельностью...
— Да, я депутат — правда, не совсем опытный — Пинского горсовета. Работаю в комиссии по делам молодежи. Мы отвечаем за строительство детских площадок, обустройство дворов и многое другое.
— В Палату представителей часом не собираетесь?
— Мне еще рано. Тем более я учусь в Брестском пединституте. А еще надо играть. И так голова идет кругом.
— Как-то вы очень поздно получаете высшее образование...
— Так получилось. Еще при СССР я учился в Москве на преподавателя физкультуры. Но  из-за  распада страны до-учиться не успел. Поэтому сейчас наверстываю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter