Пекин: новая культурная революция в разгаре

«Китайская сила изменяет мир» — говорят на симпозиуме по развитию русскоязычной прессы Китая...

«Китайская сила изменяет мир» — говорят на симпозиуме по развитию русскоязычной прессы Китая. С этим трудно не согласиться, хотя слово «сила» настораживает. «Мягкая сила» — следует уточнение. О мягкой силе, которая изменяет и покоряет мир, в Пекине говорили на самом высоком уровне: впервые за 15 лет пленум ЦК КПК был посвящен выработке новой концепции культурного развития страны.


Пора подумать о духовном, решили в ЦК: «В настоящее время Китай переживает ключевой момент полного построения среднезажиточного общества, на пути культурного развития возникают небывалые исторические шансы». Среднезажиточное общество (сяокан) должно быть построено к 2020 году, и если раньше его измеряли больше в экономических (то есть материальных) терминах, то сейчас заговорили о духовности, морали и ценностях — их дефицит стал остро ощущаться в последнее время.


...Когда в течение 20 минут двухлетнюю девочку переезжают две машины, а 18 человек равнодушно проходят мимо, — это кризис личной и общественной морали, социального доверия и ключевых ценностей. Случай, потрясший всю Поднебесную (девочка от полученных ран умерла), произошел сразу после окончания пленума ЦК КПК. «Что с нами стало?» и «Какими мы хотим быть?» — главные вопросы, которые сейчас волнуют не только партию.


Китай привык гордиться экономическими успехами, но с каждым годом все очевиднее становится тот факт, что когда жизнь становится лучше, она не всегда становится веселее. Профессор факультета философии университета Цинхуа Вань Цзюньжэнь говорит: «Мы должны ответить на вопрос, что делать китайцам после экономического бума». И отвечать на этот вопрос нужно сегодня: завтра время будет упущено.


Молодые китайцы, хотя, несомненно, и патриоты, теряют ориентиры — празднуют Рождество, не всегда догадываясь о его религиозной составляющей, с удовольствием наряжаются вурдалаками на Хэллоуин и скупают розы и шоколад в День святого Валентина. Хотя почти всем этим праздникам (за исключением, пожалуй, только Рождества) есть аналоги в традиционной китайской культуре. Но аналоги, как ни печально, уходят на второй план, а то и вытесняются из коллективной памяти. Первую попытку вернуть народ к корням правительство предприняло пару лет назад, введя в календарь новые–старые красные дни: праздничными были объявлены Цинмин (аналог нашей Радоницы), праздник Драконьих лодок и Середины осени. И хотя выходным дням китайцы радуются, к традициям это возвращает их не слишком.


Сейчас за культуру и духовность решили взяться всерьез. Причем в данном случае у понятия «культура» множество интерпретаций. Это и бизнес, которому решено уделять больше внимания и сделать культурную индустрию серьезным источником дохода и экспортным продуктом. Знаете ли вы, что Китай — третий в мире кинопроизводитель после Индии и США? В прошлом году здесь выпустили 520 кинофильмов, они собрали в прокате 1,57 млрд. долларов (рост в 10 раз (!) по сравнению с 2002 годом). Но время радоваться по этому поводу еще не пришло, печально констатируют специалисты. Китай — крупнейший в мире производитель сериалов, но соотношение экспорт — импорт составляет 1:15, то есть на каждый проданный за рубеж сериал закупается 15. К тому же, говорят чиновники от искусства, современному китайскому кино не хватает глубины — режиссеры и продюсеры больше думают о кассе, чем о духовном воспитании и взращивании моральных ценностей.


Поэтому куда более важный аспект в новой культурной революции — овладение умами. Для этого практически все средства хороши — от съемок всенациональных блокбастеров, посвященных Компартии («Начало великого обновления»), новейшей истории («Образование республики») и революционному прошлому («1911»), до контроля за интернетом.


Говорить, что китайцы теряют корни, это, пожалуй, слишком, но то, что настораживающие тенденции (причем не только связанные с празднованием Рождества и Хэллоуина) есть — это факт. Многие китайцы почти разучились писать от руки — иероглифы куда проще набирать на компьютере и других коммуникаторах. В ответ в школах стали вводить классы каллиграфии — дабы не утратить великое искусство, коим каллиграфия считалась на протяжении веков. Во многих школах стали вводить что–то вроде уроков конфуциановедения, во время которых ученики облачаются в традиционные одежды, декламируют вслух и заучивают наизусть классические произведения Конфуция, его учеников и последователей. «Все люди по природе добры», — так учил Конфуций, это сегодня повторяют юные китайцы, и правительство очень надеется, что эти слова накрепко засядут у них в мозгу и завтра они не пройдут мимо умирающей девочки.


Но не Конфуцием единым укрепляются моральные ценности — контроль и запреты никто не отменял. В интернете уже больше месяца идет кампания по созданию здоровой атмосферы и борьбе с распространением слухов. Китайский сегмент интернета — это более полумиллиарда (!) пользователей и почти 200 млн. блоггеров. На территории Поднебесной заблокированы Facebook и Twitter, а результаты поиска в международных (обращаю внимание — международных, а не только китайских) поисковых системах тщательно фильтруются — «чувствительная» для юных неокрепших душ информация на экран не выводится. Самая популярная платформа для микроблогов Sina Weibo недавно призвала коллег по цеху ввести в штатное расписание новую должность — «наблюдатель за контентом».


Чем больше запрещают, тем больше желающих эти запреты обойти, — на электронных рынках за не очень большие деньги можно купить устройство, с помощью которого выходят в Facebook или Twitter. Хотя многим это и ни к чему — в китайских интернет–форумах на самом деле царит удивительная свобода слова.


Но пока одни ищут в интернете и прочих СМИ правду, другие предпочитают развлечения: меньше мыслей — больше радости. Но сражающиеся за народную духовность чиновники добрались и до популярных развлекательных программ. В сентябре министерство культуры заявило, что песни, которые «наносят вред безопасности государственной культуры, нужно вычистить и регулировать в соответствии с законом» — и отправило на все радиостанции список из 300 песен, запрещенных к ротации. В «черном списке» оказались Леди Гага, Кэти Перри и артисты из Азии: содержание их песен признано «нездоровым».


Ранее Государственное управление по радио, кино и телевидению (ГУРКТВ) предложило местным спутниковым каналам прекратить показ сериалов с элементами шпионажа, преступной деятельности и любовных мелодрам. Запрет длился три месяца — с мая по июль. 1 июля вся страна праздновала 90–летие образования Коммунистической партии Китая — и по замыслу инициаторов запрета в это время народ должен был смотреть только программы, посвященные героической истории.


Весьма популярный среди молодежи спутниковый канал «Хунаньское ТВ» по указанию ГУРКТВ прекратил трансляцию нескольких передач, в т.ч. аналога «Американского идола» (или российской «Фабрики звезд», это уж как кому нравится) — программы «Супердевочки»: она была признана «вульгарной» и «нездоровой» (что несколько неожиданно после пяти лет в эфире и зашкаливающих рейтингов).


Накануне вышел новый телевизионный запрет — на «содержащую сексуальные намеки» рекламу. Госуправление по радио, кино и телевидению требует от телевизионных каналов (число которых исчисляется сотнями, если не тысячами, потому что в каждом райцентре есть как минимум один собственный канал) «большей самодисциплины». Теперь руководители телеканалов должны несколько раз подумать, прежде чем выпустить в эфир рекламные ролики, касающиеся лекарств, медицинского оборудования и БАДов. Потому что если их лечебные свойства окажутся «излишне преувеличенными», телеканал может разделить ответственность с недобросовестным рекламодателем. Много шума наделал случай, когда потребитель, недовольный разрекламированным лекарством, через суд добился выплаты компенсации от знаменитого артиста, который был лицом рекламной кампании. «Ответственность» — новое любимое слово на телевидении.


Китай намерен вкладывать в культуру не просто большие, а очень большие деньги — культурная индустрия признана одной из ключевых отраслей, и ожидается, что ее доля в ВВП страны к 2016 году достигнет 5% (сейчас — 2,78%). Несомненно, мы увидим много любопытного на этом пути — недавно, например, китайский интернет дружно смеялся над одним местным правительством, которое решило выделить 50 млн. юаней (7,84 млн. долларов США) на то, чтобы взрастить 1.400 «местных Стивов Джобсов». Значит, деньги — и немалые — есть, осталось их правильно употребить.


Один из моих любимых китайских журналистов Раймонд Чжоу написал: «Сила культуры исходит из свободы сознания в большей степени, чем от притока капитала. Лучший способ для китайской культуры и тех, кто ее создает, добиться процветания и любви всего мира — дать возможность развиваться свободно». И то, что центральная газета опубликовала эти слова (и много других, порой весьма нелицеприятных для чиновников), дает надежду: новая культурная революция будет более успешной, чем ее предшественница в 1960–е годы. И уж точно бескровной — ну разве только Леди Гага пострадает...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter