Для технологического прорыва необходимо профессию научного работника и преподавателя сделать элитной

Пьедестал для ученого

Мудрый канцлер Бисмарк считал, что битву при Седане выиграли у французов не немецкие солдаты, а немецкие учителя. Издревле именно уровень и качество образования и науки определяли возможность сохранять для стран свой суверенитет: технологический, промышленный, в том числе на поле боя. Азиатские «тигры» начинали свое экономическое восхождение со строительства пьедестала для преподавателей и ученых. Пресловутый Запад недавно вдруг обнаружил: для реиндустриализации и повышения независимости своих экономик в США и ЕС нет не только квалифицированных кадров (инженеров, электронщиков и так далее), но и существует серьезная проблема в сфере образования. Европейские и американские альма-матер по конвейерной технологии штампуют финансистов, экономистов, юристов и менеджеров всех мастей, но с передачей технических знаний большая беда. В этом разрезе наши школы и вузы выглядят даже очень конкурентно, хотя испытывают ряд сложностей. Как и белорусская наука. И одна из существенных проблем — кадровый голод. И его надо каким-то образом срочно удовлетворять. Ибо фундаментом для устойчивого технологического прорыва является качественное и количественное усиление научно-исследовательской отрасли, а это невозможно без укрепления системы образования. Ученый начинает коваться еще в школе. 

коллаж любови царюк

Все профессии нужны, все профессии важны. Но когда не хватает трудовых ресурсов, особенно квалифицированных, приходится расставлять приоритеты. Межотраслевая конкуренция без участия государства может завести потенциал страны чуть-чуть в другую сторону от планируемого. К сожалению, у нас есть неприятные примеры на эту тему. Кадровый провал 1990-х ощущается даже сегодня. Тогда науку бросили почти на произвол судьбы, ориентируясь на дарвиновский принцип, что выживет сильнейший. И чем закончилась история? Провалом. У нас были чуть ли не самые интеллектуальные базары и вещевые рынки в мире, так как за прилавком стояли и профессора, и доктора наук, инженеры и конструкторы. Молодежь же в основе своей к исследованиям и близко не хотела подходить, за исключением немногочисленных фанатиков знаний и открытий. Итог: в торговле (нисколько не принижая значимость этой отрасли) у нас трудятся сотни тысяч человек. А на ниве научно-исследовательской и конструкторской? Раз в десять меньше. 

Многие вспоминают времена Союза. Мол, могли же быть технологически независимыми от Запада. Достигли сопоставимого с развитыми странами развития технологий. Да, были и такие времена. Но тогда у нас исследованиями и конструкторскими разработками занималось около 200 тысяч человек. Мощная армия, которая могла обеспечивать прорывы. А сегодня? Стратегическая научно-исследовательская и изобретательская группировки поредели, в том числе и из-за провала отрасли в 1990-е. Чтобы вырастить просто высококлассного инженера, необходимо лет десять: пять учить в вузе, пять — на производстве или в лаборатории. А подготовка ученого вообще бесконечно долгий процесс. Бывают, конечно, гениальные самородки. Но это исключение из правил дает ярких личностей, но в одиночку они не могут повлиять на общий уровень страны. Нужна система и, не побоюсь этого термина, массовость. А ее, к сожалению, пока не наблюдается. Почему?

Один из ответов дает статистика по средней заработной плате. Самым высокооплачиваемым видом деятельности в октябре являлась «информация и связь» со средней зарплатой 4453,9 рубля. Далее следует «финансовая и страховая деятельность» — 2534,5. На третьем месте — «профессиональная, научная и техническая деятельность» — 2098,1. Третье место вполне достойное. Но слишком уж высокий разрыв с первым местом — более чем в два раза. 

Конечно, приходилось слышать мнения: настоящий ученый может заработать. Гонорары по договорам с коммерческими предприятиями могут достигать и пятизначных цифр. И это действительно так. Но получается, что исследователь, кроме науки, должен заниматься и персональным маркетингом: рекламировать себя любимого, вести переговоры, торговаться, заключать договора… Хочешь жить — умей вертеться. Но есть и еще один нюанс: далеко не все первоклассные исследователи обладают коммерческой жилкой. Далеко не все (точнее, даже мало кто) могут выгодно продать свой интеллект. Можно говорить, что наука — это не только профессия, но и призвание, смысл жизни, мировоззрение. Тоже верно, нельзя спорить. Но моральная составляющая не исключает материального благополучия. Не просто выше среднего, а на уровне уникальности профессии. А ученых все-таки намного меньше, чем айтишников (при всем к ним уважении). 

Необходимы инвестиции и в образование. Да, оно у нас бесплатное для граждан, гарантированное государством и является бюджетной сферой. Казна не бездонная, по возможности государство старается изыскать дополнительные средства на социальную сферу. И ее доля самая большая в бюджете. Все это так. Но, возможно, пришла пора использовать другие инструменты для повышения привлекательности профессии педагога. Активно вовлекать в софинансирование реальный сектор. Не делать образование частным — бизнес в этой сфере порождает неравенство возможностей, что в долгосрочном периоде тормозит развитие общества. Но применять различные механизмы, начиная от попечительских советов, заканчивая целевыми налоговыми сборами. Дополнительная фискальная нагрузка никого не обрадует. И многие крупные предприятия и предприниматели совершенно справедливо скажут, что они плотно взаимодействуют с вузами, по возможности стараются повышать качество подготовки специалистов. Но не стоит забывать: университет в образовании — последняя миля. А базис закладывается в школе. И в среднем образовании необходимо укреплять кадровый потенциал. Чтобы учителя не просто вели предмет, а формировали у детей интерес к предмету, знаниям, творческой, исследовательской деятельности. Иначе даже наша пресловутая ИТ-отрасль не сможет полноценно работать. Особенно на ниве технологической безопасности. Развитие того же искусственного интеллекта в конечном итоге основывается на фундаментальных исследованиях в широком спектре научных областей: от физиологии до высшей математики. И когда научный обмен в глобальном масштабе затруднен, очевидна необходимость в формировании собственного потенциала по широкому спектру вопросов и направлений. И без образования, науки, исследований никуда не деться. И если эти направления являются приоритетными, то важно создать для них пьедестал — и моральный, и материальный, на который захочется взойти новому поколению. Зачем «сушить» мозги над научными изысканиями, когда в торговле и транспортных, курьерских услугах зарплата несколько меньше (около 1500 рублей), но зато и нагрузка совершенно другая. А тем более нет стимулов идти в педагоги. Профессия очень сложная, морально выматывающая и ответственная.
Несомненно, все профессии нужны и важны. Но есть среди них приоритетные, которые становятся драйверами развития и экономики, и, соответственно, общества. Их и стоит делать элитными по отношению ко всем остальным в плане статусности и материального обеспечения. 
volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter