Педагогика не терпит равнодушных

В опустевшей на каникулах школе даже теперь полно народу. Дети отдыхают, а у взрослых забот не убавилось: все классные руководители усердно трудятся, наводя красоту в своих кабинетах. Я не оговорилась: не порядок, а именно красоту. В 120-й школе столицы многое радует глаз. Ухоженные коридоры, опрятные классы, обилие комнатных растений, гармонично вписывающихся в интерьер. Здесь не боятся поставить на лестничных пролетах кадки и вазы с цветами. Взрослея в красоте, школьники сызмальства приучаются к порядку, пестуя и во взрослой жизни столь прекрасное ощущение. Это редкая школа, где не пахнет казенщиной: всюду светло и уютно как в родном доме.
Радуга на клумбах

Мы идем с директором 120-й школы по гулким коридорам. Я признаюсь Наталье Космовской, что впервые вижу нечто подобное в стенах учебного заведения. И замечаю: Наталья Ивановна словно ждала такой оценки. Женщина говорит, что вся ее жизнь в педагогике, по сути, прошла в Заводском районе столицы. Из кресла завуча в директорское пересела 4 года назад. А когда стала хозяйкой этого "типового здания", захотелось многое изменить, чтобы ученикам было приятно и радостно учиться в школе.
Даже за это непродолжительное время руководителю удалось немало. Вокруг несколько постаревшего здания школы до восхищения "обласканная" территория. Всюду цветы, зеленые газоны, есть сад камней, строгий английский ландшафт и альпийские горки, редкие растения. Живая радуга на клумбах с весны до поздней осени. Примечательно, что в оформлении ландшафта дети принимают самое активное участие, а потому занятия эти не проходят даром. Сколько родителей говорят Космовской "спасибо" за такие "экологические уроки"! Ребята и дома стремятся повторить то, что делают в школе. Более того, за четыре года директорства Наталья Ивановна приучила к сюрпризам и родителей: каждый раз, приходя в школу на собрание, они видят, как стремительно меняется среда обитания их ребенка.
Здесь пахнет современностью
Ушли в прошлое скучные темные тона в окраске классов и коридоров, в кабинетах запахло современностью. У входа вместо типовых казенных шкафчиков, куда всегда прятали грязные тряпки и ненужный хлам, сделаны красивые полки. Теперь учителю удобно разместить здесь и книги, и цветы. Кабинеты оборудованы новыми школьными досками, низ стен обит сайдингом, на окнах -- свежие занавески, а на подоконниках -- десятки горшков с экзотическими и цветущими растениями.
Примечательно, что ко всей этой красоте прилагают руку не только взрослые. Когда в школе задумали "перекроить" холл, за дело взялись и ребята. Многие ученики предложили свои варианты дизайна.
-- Если ребенок видит, что с его мнением считаются, он готов сделать много хорошего, -- резонно замечает Наталья Ивановна. -- Разве после этого он будет пачкать стены или царапать парты? Красоту любят все. Когда я пришла на работу в 120-ю, признаюсь: было боязно переступать ее порог. Здесь все казалось чужим. Но постепенно, изменяя лицо школы, всей душой полюбила ее. Приятно, что теперь здесь работает команда единомышленников.
120-ю школу ей пришлось возглавить как раз накануне смотра готовности учебных заведений столицы к 1 сентября. А на школьном стадионе лежала сломанная баскетбольная стойка. Как убрать этот многокилограммовый лом? Недолго думая, Наталья Ивановна предложила учителям обратиться к родителям учеников. И хотя те пришли, не зная, зачем их приглашают в школу, тем не менее в помощи никто не отказал. Не имея под рукой нужного инструмента, родители-умельцы примитивными пилками раскроили на части злополучную стойку и убрали ее с глаз долой.
К помощи родителей учеников Космовская прибегает нередко. Как-то пришлось всего за пару часов собрать мебель для школьной столовой. Наталья Ивановна и не надеялась, что столько столов и табуреток будет готово за такой короткий срок. Но уже через полтора часа новенькая мебель умельцы аккуратными рядами.
О школьной столовой стоит сказать отдельно. Ее интерьер также продуман. На стенах висят картины-вышивки учеников, их родителей и учителей. Директор настояла, чтобы на столах появились вазочки с цветами, хотя ее отговаривали -- мол, все равно дети поломают.
-- Год стоят -- и ничего не случилось, -- констатирует довольная Космовская, в очередной раз убедившись, что не ошиблась в своих учениках, не напрасно доверяла им.
Наталья Ивановна, наверное, редкий руководитель, который не жалуется на отсутствие средств, а благодарит за помощь тех, кто оказывает ее. И в первую очередь -- местное управление образования администрации Заводского района столицы, которое возглавляет Галина Юргелевич. Директору школы приятно, что здесь ни разу не зарубили на корню ее инициативы, здесь она всегда находит понимание и поддержку.
У белорусов есть чему поучиться
Космовская не на словах погружена в жизнь школы. Ей до всего есть дело: что едят ученики, как учатся и отдыхают, у всех ли есть одежда на холодную пору? Может, и поэтому, например, в школьной столовой царит идеальная чистота, а ассортименту блюд может позавидовать даже кафе? Недавно Наталья Ивановна побывала в Москве, где знакомилась с опытом работы школ первопрестольной. Москвичи с чувством гордости рассказывали, что их школьники сами выбирают себе блюда и заказывают их.
-- Я слушала тогда и думала, -- делится директор школы, -- а что тут удивительного? В Минске уже не первый год все это практикуется. У белорусов тоже есть чему поучиться нашим коллегам из СНГ.
Погода в доме
Все чаще Космовская стала замечать, что ей теперь довольно трудно вырваться из школы домой. Раньше восьми-девяти часов вечера она отсюда не уходит. И наверное, только каникулы позволяют нарушить привычный рабочий ритм.
-- Семья, видимо, недовольна, что видит вас так редко? -- спрашиваю ее.
-- С домашними у меня полное взаимопонимание, -- улыбается директор. -- Хотя, признаюсь, дочь свою больше помню по тому времени, когда она ходила в детсад. По сути, моя Катя росла параллельно с моей карьерой. К ее воспитанию приложили руку бабушка и дедушка, а также соседи. К сожалению, дочь нарушила нашу семейную традицию -- не стала педагогом, а поступила в Экономический университет на факультет международных отношений. Но я рада тому, что мы с ней -- настоящие друзья. Как только переступаю порог дома, слышу: "Мамочка, как хорошо, что ты вернулась! Наверное, устала?" А я ей в ответ: не устала, а успела сделать многое. Иногда за разговорами сидим до полуночи...
Отец Натальи Ивановны в свое время тоже был учителем истории, долгое время возглавлял школу. Поэтому естественно, что свое будущее и Наталья связывала только с этой профессией. Тогда ей казалось, что достаточно окончить вуз, получить диплом -- и можно будет влиять на судьбы детей да и умельцы в целом. Столь глобальные задачи, конечно, были "на совести" юношеского максимализма.
Ученик -- это прежде всего личность
C дипломом учителя химии молодая учительница отправилась преподавать в сельскую Колодищанскую среднюю школу. Но, возвращаясь в то время, Космовская говорит, что тогда, собственно, не она учила детей, а школа учила ее многому.
-- Жизнь свела меня с прекрасными детьми, -- вспоминает Наталья Ивановна. -- Они всегда стремились поздороваться со мной лично. Тогда, наверное, я постигла главное в профессии педагога: все отношения с учениками нужно строить так, чтобы подчеркнуть, ученик -- это личность, у него есть собственное "я". Никаких трудностей в то время я не успела хлебнуть. На пришкольном участке мне всегда помогали управляться сельские ребятишки. И что бы я ни затевала, дети быстро становились моими партнерами. Знаете, у молодости всегда есть одно важное преимущество перед сединой и опытом: человек, не обремененный годами, не боится ошибок, он более открыт, смело идет на эксперименты.
Если кто-то ожидал, что Космовская, понюхав "педагогического пороху", разочаруется, ничего подобного не произошло. Наталья Ивановна лишь сильнее полюбила избранную профессию. И хотя мечтала, чтобы ее послали в сельскую школу в глухой деревеньке, этому не суждено было сбыться: нашлась умная голова, чтобы охладить девичий пыл. Молодой учительнице сказали тогда, что, мол, даже если она и не уедет столь далеко от дома, но заявит о себе как талантливый педагог, результат будет тот же.
-- Признайтесь, наверняка хотелось самостоятельности, было желание сбежать от опеки родителей? -- говорю Космовской.
-- Отнюдь! -- мягко упреждает мои предположения директор школы. -- Я жила в семье, где принято уважать традиции. Каждое воскресенье мои родители вели нас в кино, музей или парк. Когда возвращались домой, мама накрывала стол белой скатертью, доставала лучший сервиз, за обедом мы обуждали увиденное. Это были незабываемые беседы! Они и сейчас мне чрезвычайно дороги.
Учитель не может быть учителем только в школе. Даже дома он все равно остается педагогом. Наталья Ивановна до сих пор помнит, сколько горячих споров о событиях в мире было у них, как после этого на большой географической карте, прикрепленной к стене в маленькой прихожей, появлялась особая отметка о стране, о которой шла речь. Так ненавязчиво, благодаря отцу, дети не только изучали географию, но и постигали многие знания, очень пригодившиеся им в жизни.
Халтуры быть не должно!
За 24 года педагогической практики у Космовской ни разу не возникло желания поменять избранную профессию, как бы трудно не приходилось. По ее мнению, педагогика -- дело, которое все время меняется. И для того, чтобы почувствовать к ней вкус, нужно постоянно учиться. Иначе донести до школьников современные знания не удастся, считает Наталья Ивановна.
Характерно, что времени на эту самую педагогику у нее самой с каждым годом остается все меньше. С новой должностью жизнь действительно круто изменилась: практически все дни напролет она занята административной работой. Директор с грустью констатирует, что до сих пор не научилась вмещать в одни сутки все дела, которые требуют решения. Поэтому постоянно приходится контролировать себя, спешить, чтобы со всем справиться.
-- Я не имею права расслабляться, стала намного требовательнее к себе. Иначе не смогу спрашивать со своих подчиненных, -- считает Наталья Ивановна. -- А когда замечаю, что молодые педагоги выполняют поручения бездумно, не могу молчать. Педагогика не терпит равнодушных. Знаете, что я заметила, став руководителем? С каким наслажденим провожу урок. Стала больше понимать ценность 45 минут, отведенных на одно занятие. И еще сильнее укрепилась в мысли, что учитель должен воспитывать детей ежеминутно. В его личности важно все: как говорит, как преподает, в какой форме... Я с огромным желанием иду на урок и жалею, когда он заканчивается. Сегодня у учителей действительно большие нагрузки, но на уроке нужно выкладываться на 100 процентов. Халтуры в такой работе вообще быть не должно. И даже если кто-то позволяет себе расслабиться, это незамедлительно становится известно. Профессия педагога не может быть скрыта за кадром. А знания учеников -- это зеркало профессионализма учителя.
По мнению Космовской, настоящий педагог умеет жить увлечениями детей, а не подстраиваться под них. И всегда помнит, что крик никогда не добавляет теплоты и взаимопонимания в отношениях с детьми. Ежегодно по инициативе директора в школе проводится анкетирование учащихся. Традиционно педколлектив интересует: каким должен быть учитель? 20 процентов практически всегда отвечают: молодым...
-- Я не вижу в этом ничего обидного для опытных учителей, -- объясняет Наталья Ивановна. -- Дети считают, что именно молодой учитель поймет их лучше. Ученикам необходимо общение на равных. Когда ребенок чувствует, что в школе у него есть взрослые друзья, он готов горы свернуть, чтобы не разочаровать учителя.
Тишина, оказывается, угнетает
Рассказывая об этой школе, невозможно умолчать еще об одном. В 120-й есть замечательный музей Московско-Минской пролетарской дивизии, в котором хранятся подлинные документы тех далеких времен. В нынешнем году его реконструировали. Теперь здесь появилась настоящая диорама, воскрешающая события памятных событий. В музее охотно работают экскурсоводами ученики, а с самой дивизией, которая сейчас дислоцирована в Калининграде, школа поддерживает тесные связи.
...Наталья Ивановна провожает меня. А я не удерживаюсь и на прощание задаю еще один вопрос:
-- Вы хоть ощущаете, что в разгаре лето, каникулы?
-- Их невозможно не заметить, -- несколько призадумалась женщина. -- В школе становится так тихо. Лично меня эта тишина угнетает. Поэтому и в душе сейчас царит что-то похожее на опустошение...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter