Общий стаж династии учителей из Быховского района — более 500 лет

Педагогическая поэма семьи Бобцовых

«Математику изучать надобно, поскольку она ум в порядок приводит, — втолковывает 7-классникам наставник, выводя мелом на доске очередную формулу. — Это не я сказал, а Ломоносов». На урок к Анатолию Бобцову в Обидовичскую школу-сад Быховского района мы напросились не случайно. Анатолий Михайлович с прошлого года на заслуженном отдыхе, но учительство не оставил. В школе он трудится уже 40 лет. Примерно столько же преподает химию и биологию его супруга Валентина Парфеновна. А общий стаж педагогической династии БОБЦОВЫХ — более 500 лет!

Учитель химии и биологии Валентина БОБЦОВА с учениками 9-го класса Анастасей ТКАЧЕВОЙ и Вячеславом СТОЛЯРОВЫМ проводят химический эксперимент.

Уроженец Быхова Анатолий Бобцов в деревню Искань приехал в далеком 1979 году по распределению — после пединститута:

— Окончил физико-математический факультет и был направлен в школу-восьмилетку учителем физики и математики. Здесь свою будущую жену Валю и встретил. Она тоже родом с Быховщины, из деревни Трилесино. Высшее образование получила в Витебском пединституте. Сперва работала учителем начальных классов, а после стала преподавать в Искани химию и биологию. Всего нас, молодых специалистов, тогда в село прибыло четверо, поселили в одном общежитии — обычной деревенской хате, — и мы сразу подружились. Молодежи в деревне хватало, но я тут же Валю выделил. Ей всего 19 было — красивая, умная, хозяйственная, нельзя не влюбиться. Через год свадьбу сыграли. Нам как молодой семье выделили «настаўніцкі дом» (так его называли), где мы до сих пор и живем. Через два года я стал в Искани директором и проработал тут 24 года. А когда малокомплектную школу, в которой на тот момент оставалось около 50 учеников, закрыли, нас с женой пригласили в Обидовичи.

От Искани, где пустили корни, до Обидовичей шесть километров. Семья наставников ездит туда каждый день на собственном автомобиле. Валентина Парфеновна, которая официально на пенсии с 2015 года, признается:

— Хоть и дома есть чем заняться — у нас хозяйство, куры, свиньи, огород, теплицы, — но мы не представляем себя без школы, без коллег, без учеников. Сельские дети особенные. Открытые, целеустремленные, и олимпиадники есть, мы искренне за каждого радуемся, когда побеждают, поступают в университеты.

Учитель физики и математики Анатолий БОБЦОВ.

Валентина Парфеновна, кстати, ученикам еще и немецкий преподавала, который выучила самостоятельно. Признается: «В конце 90-х, когда наших школьников по чернобыльской программе стали возить в Германию на оздоровление, решила, что знание немецкого мне не помешает. Стала учить, втянулась, понравилось. А потом мне предложили съездить на курсы в Минск. До сих пор помню фрау Вранглер — одну из преподавательниц, которая очень удивлялась, откуда у меня, самоучки, такое хорошее произношение и грамотное написание. Тогда даже пожалела, что раньше не занялась изучением иностранных языков. Глядишь, поступила бы не в пединститут, а в иняз».

ВПРОЧЕМ, немецкий пригодился не только Валентине Парфеновне. Старшая дочь Бобцовых Ольга, которую ее мама языку и обучала, окончила университет в Минске, а сегодня работает преподавателем в Могилевском государственном университете продовольствия на кафедре иностранных языков. Младшая Ирина тоже пошла по стопам родителей, окончила Могилевский государственный университет имени А. Кулешова по специальности «химия и биология».

Глава семьи смеется:

— Ни у меня, ни у наших детей не было шансов пойти по другому пути. Педагогика — это у нас семейное. Моя мама Таисия Никитична в свое время после Могилевского пединститута приехала на Быховщину и проработала в Мокрянской средней школе 42 года учителем физики (видимо, склонность к точным наукам у меня в генах). Мама очень хорошим педагогом была. До сих пор помню, как к нам на дом будущие абитуриенты и студенты приходили. Первые — чтобы подготовиться к поступлению в вуз, вторые — чтобы помогла написать им курсовую. А мне тогда уже физика и математика нравились, и мама разрешала мне, 16-летнему хлопцу, вузовские задачки за других решать. Проверяла после, конечно. И если все было правильно, отдавала мне выручку за «репетиторство». В ту пору одно занятие стоило рубль. И я был счастлив — вход на дискотеку стоил 50 копеек, и мне хватало, чтобы заплатить за себя и за девушку.

Кстати, Таисия Никитична как-то подсчитала: общий педагогический стаж их семьи составляет более 500 лет. Две ее родные сестры — Любовь и Людмила — наставничали до пенсии, их дети тоже педагогами стали.


И РОДИТЕЛИ Таси, Любы и Люды, бабушка и дедушка Анатолия Бобцова, тоже всю жизнь провели у доски. Ксения Парфеновна Суремкина занималась с детишками в начальных классах в деревне Заболотье Чаусского района, а отец — Никита Митрофанович — в той же школе преподавал, а после долгие годы директорствовал. Анатолий и Валентина Бобцовы уточняют:

— Это мы еще педагогов из Валиного рода не считали. А у нее они тоже есть. Родной брат Петр здесь же, на Быховщине, работает учителем трудового обучения в Мокрянской школе-саде.

Он-то и приобщил Анатолия Михайловича к резьбе по дереву. Скульптурами, поделками, картинами Бобцов украсил и подворье, и дом: «Я люблю сложные работы, чтобы перед тем как создать композицию, нужно было ее математически просчитать. Перефразируя Ломоносова, скажу: для меня главная задача математики — в любом беспорядке найти порядок». Хобби есть и у его супруги: занимается соломоплетением, выращивает кактусы и орхидеи.

На пенсию педагогический дуэт пока уходить не планирует. И мечтает об одном: чтобы кто-то из их внуков, которых уже четверо, тоже стал педагогом. Чтобы династия не прервалась…

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter