Педагог-художник Евгений Сакович: благодарю судьбу за то, что 50 лет служу высокому делу – воспитанию талантов

Минской государственной гимназии-колледжу искусств один из ее основоположников – заслуженный учитель Беларуси, член Белорусского союза художников, заместитель директора по учебной работе Евгений Сакович отдал пятьдесят лет своей жизни. И продолжает уверенной рукой и с большой любовью превращать своих учеников в настоящих художников. О том, как разглядеть и развивать в детях художественные способности, в чем он черпает силы и вдохновение, чем гордится и о чем сожалеет, оглядываясь на пройденный путь, известный педагог-художник без утайки рассказал нашему журналисту.


– Евгений Николаевич, помните тот момент, когда пришло осознание, что вы – художник?

– В детстве озарения не случилось. Я, деревенский мальчишка (родом из небольшой деревни Цыбки, что на Брестчине), о стезе художника не мечтал. Меня манили профессии лесника, юриста и врача. Но я с удовольствием наблюдал, как двоюродный дядя, став студентом знаменитого Заочного народного университета искусств имени Крупской, корпит над своими рисунками. Были среди родственников и художники-самоучки. Дед по материнской линии расписывал сундуки, ставни, филенки. Его сын прекрасно рисовал фигуры людей – бумаги не было, поэтому он использовал обои. Дядю я не застал: он погиб на войне. Его рисунки бережно хранились в дедовом доме, я любил их рассматривать.

Сам взял в руки карандаш и кисть довольно поздно – лет в 14–15. Поначалу, не зная технологии, писал на клеенках пейзажи в духе Шишкина и Брюллова – они висели в хатах многих односельчан. Так приятно было, когда просили: «Женя, и мне нарисуй!» Тоже по наитию пробовал рисовать портреты. Ликовал, когда удавалось передать не только внешнее сходство, но и характер человека. Самым ценным для меня был портрет горячо любимого деда Василия, сельского баптиста.


В 10-м классе стал студентом Заочного народного университета искусств. Преподаватели хвалили мои работы, рекомендовали поступать в Минское художественной училище – и я отправился в столицу. Был наивным и самоуверенным: даже мысли не допускал, что могу провалить экзамены. Спустя десятилетия осознал, что я тогдашний некоторым своим ученикам в подметки не гожусь. Критичность к себе появилась с годами. Но в пору юности отсутствие сомнений в себе сыграло на руку, иначе я бы вряд ли подался в большой мир…

После училища был Витебский худграф, где я влюбился в акварель, и она ответила мне взаимностью. А художником я почувствовал себя уже в зрелом возрасте, когда меня им назвали признанные мастера: Щемелев, Савицкий, Данциг, Ващенко, Сумарев...

Акварельная живопись Евгения Саковича отличается лиризмом и тонким ощущением белорусской природы.

– А как вы пришли в педагогику?

– Мне повезло быть знакомым с педагогами, воспитавшими плеяду белорусских художников, – Сергеем Катковым и Виктором Версоцким. Я поражался, сколько живого интереса и внимания проявляют они к своим ученикам, как тонко учат их быть восприимчивыми к красоте окружающего мира, передавать свой восторг в штрихах и красках – и загорелся идеей изведать хлеба педагога. Поэтому с радостью откликнулся, когда в 1972-м меня позвали работать в столичную среднюю общеобразовательную школу №26, которая в тот год получила статус школы с художественным уклоном.

Евгений Сакович: «Хороший учитель рисования – тот, кто сам развивается в творчестве и не завидует своим более талантливым ученикам».

– В то время вы были молодым специалистом. Тем не менее, вам предложили должность завуча по художественному воспитанию…

– Я был молод, неопытен – и полон энтузиазма, желания улучшать мир. Во мне заметили эту кипучую энергию и пригласили на должность завуча по художественному воспитанию. Начинать приходилось с нуля. Тогдашний министр просвещения БССР Михаил Минкевич предложил написать Программу эстетического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства специально для белорусских школ. Я с воодушевлением засучил рукава. Окончательный вариант Программы, одного из главных трудов моей жизни, был готов в 2007 году, по ней работали 600 школ Беларуси…

В 2015 году за большой вклад в развитие национального художественного образования Евгений Сакович был награжден орденом Франциска Скорины.

Жизнь в школе бурлила. Меня ценили и поддерживали директора, чиновники, коллеги-художники и педагоги. Это дорогого стоит, ведь я с молодости жил с твердым убеждением, что занимаюсь по-настоящему важным делом. Ощущение востребованности давало бешеную энергию, я успевал и преподавать, и выполнять обязанности завуча, и заниматься творчеством. Повезло, что коллеги тоже горели своим делом – и за какой-то десяток лет наша школа по уровню подготовки учащихся догнала школу-интернат по музыке и изобразительному искусству имени Ахремчика. Я счастлив, что в Минске есть два мощных учебных заведения, в которых одаренные дети могут раскрывать свой потенциал. Те, кого влечет станковое искусство, поступают в гимназию-колледж имени Ахремчика, те, кому больше по душе народное прикладное искусство и дизайн, приходят к нам.


КСТАТИ

Академик Михаил Борозна, оценивая лепту Евгения Саковича в дело развития талантов в нашей стране, назвал его создателем национальной художественной модели образования.

– Чтобы поступить в гимназию-колледж искусств, дети сдают экзамены: второклассники – композицию, учащиеся 5-го класса – рисунок, живопись, композицию. Предположу, что вам достаточно бросить беглый взгляд на рисунок, чтобы понять, вырастет ли ребенок художником…

– Что вы, опытные педагоги тоже не застрахованы от ошибок! В моей практике было несколько случаев, когда дети больших надежд не подавали, а становились хорошими художниками. Может быть, позже созрели, или какой-то толчок был – встреча со «своим» преподавателем, например. Видел я и обратные ситуации: люди лишались таланта, потому что не привыкли трудиться, совершенствоваться, учиться новому. По себе знаю: уж насколько я люблю и чувствую акварель, а стоит сделать перерыв – и краска, кисти перестают повиноваться так, как раньше. Дочь Елена, тоже художник и педагог, тогда не деликатничает: «Папа, это работа шестиклассника, а не члена Союза художников!»

Работы Евгения Саковича неоднократно экспонировались на республиканских и международных выставках. Основное место в творчестве художника занимает пейзаж.

Но главное для художника все-таки не трудолюбие, а умение мыслить, рождать новые идеи, а не воспроизводить чужие. Если у человека творческое мышление, это заметно уже в раннем возрасте. Толк будет из ребенка, который интересно думает, а освоение техник – дело наживное.

В конце каждой четверти у нас в каждом классе проходят просмотры, я стараюсь бывать на всех – не только по долгу службы, но и по велению души. Это такая отрада, такая мощная подпитка – видеть работы детей, которые живут творчеством, для которых органично придумывать что-то свое, экспериментировать, нащупывать свой стиль. У таких детей особая энергетика. А со старательными, но кислыми отличниками, которые способны ходить только проторенными дорожками, мне, признаюсь, скучно.


– Вы говорите в глаза горькую правду детям и родителям?

– Непростой вопрос. С одной стороны, педагог, как и врач, должен быть честен. Его ложь причиняет страшный вред. С другой, ни в коем случае нельзя обижать ни ребенка, ни родителя. Да и кто я такой, чтобы решать, кто бездарь, а кто талант… Время покажет. Пока человек растет, развивается, никто не в силах предсказать, найдет ли он себя в искусстве. Если не вижу в ребенке божьей искры, а родители одержимы идеей «слепить» из него художника, мягко предлагаю задуматься, не будет ли их чадо более успешным в других сферах. Некоторые прислушиваются.

Учащиеся начальной школы постигают азы рисунка, живописи и композиции, а с 5-го класса начнут изучать и народные ремесла (соломоплетение, керамику, ткачество, искусство вытинанки), а также батик.

– О современных детях многие педагоги отзываются не очень лестно: ленивые, наглые, зависимые от гаджетов. Разделяете это мнение?

– Категорически не разделяю. Современные дети более талантливые, начитанные, лучше подготовлены технически. Чувствуется, что родители много вкладывают в их развитие, раньше было по-другому. Наглыми и неуправляемыми дети становятся у безразличных учителей, которым нечего дать ученикам. В гимназии-колледже такие не задерживаются.

Наши педагоги любят детей и свою работу. Среди 30 преподавателей специальных дисциплин большинство – профессиональные художники, члены Союза художников и Союза дизайнеров. Уникальные специалисты, что и говорить. Одна Елена Карпович чего стоит: у нее нет посредственных учеников, в каждом ребенке она открывает талант.

Евгений Николаевич признается, что любит преподавать в младших и средних классах: «С малышами сам становлюсь ребенком, а с 12–14-летними мне интересно разговаривать о жизни, творчестве, искусстве».

– О вас как о педагоге отзывы очень разные, даже противоречивые. Как вы думаете, в чем причина?

– С разными людьми я разный. К бездельникам строг, а вот те, кто трудится не покладая рук, считают меня очень добрым. (Улыбается.) Дочь, в которой я души не чаю, в свое время укоряла: «Папа, ты некоторых учеников любишь больше, чем меня». К любимым ученикам я действительно отношусь как к родным детям.

Быть разным – естественно, ведь у каждого из нас много граней, а для художника еще важно не топтаться на месте. Один из главных людей в моей жизни – покойный владыка Филарет, с которым меня связывали годы тесной дружбы. В горе и радости я шел к нему. Владыка бывал на многих моих выставках и как-то заметил: «Оказывается, ты такой разный». Для художника это наивысшая похвала: значит, он не закостенел, не повторяется, сохранил свежесть восприятия.

Владыка Филарет не единожды бывал в гимназии-колледже искусств и называл ее теплым домом.

фото из личного архива евгения саковича

Владыка Филарет на персональной выставке Евгения Саковича в художественной галерее гимназии-колледжа искусств.

фото из личного архива евгения саковича

– В 2007 году в Национальном художественном музее Беларуси прошла ваша персональная выставка, где были представлены и работы ваших учеников…

– Очень дорогая моему сердцу выставка. Идея была в том, чтобы показать, чего я стою как художник и педагог. Затея удалась – отзывы получил очень теплые. Буду счастлив, если удастся провести еще одну подобную выставку. Работы наших учащихся достойны того, чтобы их видел зритель, поэтому мы постоянно организуем выставки, картинные галереи – в больницах, поликлиниках, детских садах, школах, гимназиях.

Три работы Евгения Саковича находятся в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь.

В последний год Евгений Сакович увлеченно осваивает технику акриловой живописи.

– Если бы была такая возможность, что бы вы изменили в своей жизни?

Мне жаль только одного: жизнь прошла так быстро... Наверно, я мог бы сделать больше как художник, а может, мне только так кажется: успеть все невозможно. Мне есть за что быть благодарным. Радуюсь, что в Минске есть уникальное учебное заведение для одаренных детей, которому я отдал столько души и сил. Радуюсь, что получил профессиональное признание. Радуюсь, что дочь не только пошла по моим стопам, но и превзошла меня. Радуюсь, что растут две прекрасные внучки, и со старшей, 7-летней Евой, у меня необыкновенно теплые отношения. Радуюсь, что еще могу творить в своей уютной мастерской на Немиге. Моя жизнь была по-настоящему счастливой и прожита не зря.

 











Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter