Печки-лавочки

Корреспонденты «НГ» узнали, за какие нарушения представители МЧС могут запретить топить каменку, отключить электричество и пригрозить лишением родительских прав

Корреспонденты «НГ» узнали, за какие нарушения представители МЧС могут запретить топить каменку, отключить электричество и пригрозить лишением родительских прав

В малых населенных пунктах в последние годы проводится интенсивная газификация, однако, даже получив доступ к голубому топливу, хозяева не спешат разбирать испытанные временем печи. Большинство же жителей сельской местности продолжает греться по старинке — с помощью дров, полагаясь на надежность и неприхотливость кирпичных конструкций.

А вот насколько они надежны на самом деле в рамках акции “Безопасное соседство” проверяли работники Минского областного управления МЧС.

Кто ходит в гости по вечерам...

Подобные рейды работники Министерства по чрезвычайным ситуациям стали проводить по всей стране еще с осени, когда в деревнях наступил отопительный сезон и задымились печные трубы. Цель — профилактика пожаров. Причина такой активности МЧС понятна: чем холоднее становится на улице, тем интенсивнее топятся печи, вплоть до круглосуточного режима. Многие каменки с предельными нагрузками не справляются, превращаясь подчас в орудие убийства.

Спасатели наведываются в сельские дома каждую неделю, преимущественно в выходные дни и под вечер, когда есть шанс застать хозяев дома. Самое пристальное внимание уделяется крупным деревням и агрогородкам, где проверкой можно охватить максимальное количество подворий.

В этот раз в поле зрения попали смежные деревни Озеринская Слобода, Прилепы, Задомля и Сосновая Смолевичского района. Туда выехал целый автобус спасателей, которые разделились на четыре группы. Трем из них поручено “отработать” определенные улицы населенных пунктов. Четвертой — мобильной — предстояло курсировать по свободному графику. Группы “усилили” участковыми милиционерами, социальными работниками, представителями сельисполкомов, знающими каждого местного жителя.

Извещатель — в массы!

Вместе со старшим инженером отдела надзора и профилактики Минского областного управления МЧС Павлом Урбановичем и представителем сельисполкома Натальей Бокунович выборочно объезжаем подворья деревни Сосновая. Внимание привлекает деревянный дом на отшибе. Из трубы вьется дымок, значит, хозяйка (одиноко проживающая пенсионерка) дома.

Стучим в дверь, входим, здороваемся. Забегая вперед, скажу, что к работнику МЧС в форменной одежде люди относятся с уважением. Нас встречает бабушка, с готовностью показывает крепкую, оклеенную плиткой печь. Видно, что ее тщательно готовили к отопительному сезону. К самой печи у пожарных претензий нет, а вот за развешанные вплотную к корпусу печи предметы гардероба старушка получила замечание. К тому же у нее нет автономного пожарного извещателя — сетует, что дорого стоит. Павел обещает, что вскоре у пенсионерки это устройство появится.

— Мы ходатайствуем, чтобы для наиболее социально уязвимых граждан извещатели покупались и устанавливались за счет местного бюджета, — говорит инспектор. — Как правило, власти идут навстречу.

Штрафная печь

Едем дальше. Деревня Сосновая. Останавливаемся возле дома на улице Центральной. По сведениям сельисполкома, здесь живет семья со взрослыми детьми.

— О, пожарные! Обычно вы только по воскресеньям заглядываете, — хозяин немного растерян. Показывает печь с осыпавшейся штукатуркой. Над дверцей стена печи густо закопчена. С первого взгляда ясно, что каменка нуждается в серьезном ремонте. Павел Урбанович делает пометку в блокноте, просит провести его на чердак. После чего в блокноте появляется еще несколько записей: на чердаке хлам, возле дымохода сушатся предметы одежды, рядом кое-как проведены древние электрические провода.

— Если вы знаете, когда обычно наведываются пожарные, значит, наши работники к вам уже не первый раз приходят? — задает резонный вопрос инспектор. — Что ж не прислушиваетесь к замечаниям? Вам необходимо навести порядок в доме — убрать легковоспламеняющиеся предметы с чердака, поместить электропроводку в трубы, а то ведь мышь может перегрызть провода и спровоцировать короткое замыкание. А главное — надо починить печь: замазать щели, оштукатурить. В таком виде ее эксплуатировать нельзя.

За подобные нарушения работники МЧС в обязательном порядке составляют административный протокол. Правда, сейчас его можно рассматривать как последнее предупреждение: выписан минимальный штраф — 13 тысяч рублей.

— Это не наказание, а скорее мотивация, — говорит Павел Урбанович. — Если хозяин не устранит проблемы до нашего следующего прихода, получит намного больший штраф. Максимальный сейчас составляет 3,9 миллиона рублей.

Строгость во спасение

Мы переезжаем в соседнюю деревню Прилепы. Подходим к очередному дому, где живет многодетная семья. На пороге, помимо взрослых, нас встречают двое ребятишек. Как это ни прискорбно, но и здесь состояние печи оставляет желать лучшего. Противопожарные отступы между комнатными перегородками и печью практически отсутствуют. Дверца открыта настежь — видно, как в глубине каменки пышут жаром догорающие дрова. Раскаленные угольки то и дело стреляют, “прячутся” под столом, за дверью. Они маленькие, быстро гаснут. А что если стрельнет “артиллерия” потяжелее?

На чердак мы подняться не смогли — не было лестницы. Сами взрослые уже забыли, когда последний раз туда заглядывали, а значит, и состояние дымохода проверить не могли, к зиме не готовили.

Павел с хозяевами говорит жестко. Предупреждает: если в самом скором будущем не будет обеспечена максимальная безопасность детей, взрослые могут лишиться родительских прав. Этой информацией инспектор на хозяев будто ушат ледяной воды вылил. Протокол те подписали молча. Есть уверенность, что к следующему приезду спасателей дом будет в полном порядке.

Напоследок инспектор обращается к детям с вопросом, что они будут делать, если случится пожар. Ответ неправильный — “прятаться”. А вот телефон службы спасения малыши знают назубок, значит, родители все же проводят воспитательную работу.

Мы выходим из сеней.

— Не очень жестко вы с ними? Как-никак, родители, — интересуюсь я.

— Ради спасения человеческой жизни приходится по-разному поступать. Лучше говорить жестко, заставлять задуматься сейчас, а то ведь потом может оказаться поздно. В этом доме ситуация особая: в первую очередь я проверял безопасность не родителей, а маленьких детей.

Кто предупрежден...

За четыре часа наша мобильная группа посетила около десяти подворий, инспектор составил четыре протокола. Нарушения практически одинаковые: плохое состояние печей, проводки, захламленные чердаки, аварийные дымоходы и трубы. А все это в совокупности может обернуться бедой не только для нерадивых хозяев, но и для их соседей.

Замечаю, что в большинстве случаев жильцы выслушивают претензии пожарных с недоумением и даже обидой. Дома у них досмотрены, дети ухожены, кругом чистота и порядок. О том, что они нарушают правила безопасности, даже не догадывались. Тем не менее незнание закона от ответственности еще никого не освободило.

К концу дня все рейдовые группы МЧС собираются в здании сельсовета и подводят итоги. Осмотрено почти сто домов в четырех населенных пунктах. Составлено 23 протокола. О выявленных фактах нарушений будут проинформированы все заинтересованные ведомства: милиция, медицинские и социальные учреждения, органы местной власти. Неблагонадежные дома возьмут на особо строгий контроль, и “штрафникам” ничего не останется, как привести жилье в полное соответствие с правилами пожарной безопасности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter