Как немецкая пропаганда начисто проиграла партизанским газетам

Печать высшей пробы

Бандитскому фюреру, кровавому людоеду... Эти грозные эпитеты из письма доблестного партизана Миная Шмырева, командира 1‑й Белорусской партизанской бригады, действовавшей в годы войны на Витебщине. Документ был опубликован в сатирическом издании «Раздавим фашистскую гадину», а затем разошелся по многим партизанским газетам и листовкам и сопровождался не менее острым шаржем. Дошло ли письмо до адресата, сказать сейчас трудно, однако то, что оно вдохновляло патриотов на борьбу с оккупантами, а у тех вызывало бессильную ярость — несомненно.

В фондах музея истории Великой Отечественной войны хранятся тысячи партизанских газет, листовок, 248 рукописных журналов.

— С 1941 года издано 142 номера этой сатирической газеты-плаката, и за исключением 14 все они есть в нашей коллекции, — рассказывает заведующая отделом письменных и изобразительных источников фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Галина Павловская. — С ней сотрудничал цвет белорусской интеллигенции — классики литературы Янка Купала и Якуб Колас, скульптор Заир Азгур. Их эмоции, звавшие читателей на смертельную борьбу с врагом, были неподдельны. У Якуба Коласа пропал без вести на фронте сын, гитлеровцы убили жену и двух детей первого редактора издания Михаила Чаусского... Кстати, относительно недавно его наследники поделились с музеем уникальными материалами, в том числе оригиналами сатирических рисунков юного гомельского художника Виталия Букатого, публиковавшихся в газете-плакате. Можно представить наше волнение, когда мы сопоставили их с оттисками из наших фондов!

Еще задолго до освобождения Белоруссии немецкая пропагандистская машина начисто проиграла информационное противостояние с советскими идеологическими органами. С первых дней оккупации патриоты писали от руки и распространяли сводки Совинформбюро, принятые по радио. Со временем множились, так сказать, жанры и тиражи этой «рукописной печати». Так, в партизанском отряде им. М. И. Кутузова 2‑й Минской партизанской бригады вышло несколько номеров рукописного журнала «Кутузовец». Что примечательно, к радости современных ученых-историков, там дана оценка действенности подпольной печати. Вот что говорится о боевых листках, еще одной рукописной печатной форме: «Партизаны читают с удовольствием. Боевые листки надо выпускать еще чаще, не реже одного раза в неделю. Там надо отражать положительные факты борьбы с врагом, но также и отрицательные факты, чтобы читающие учли их. Читать листки коллективно». Во время немецкой блокады журнал пришлось закопать. Но затем этот документ эпохи был извлечен из тайника и передан в музей.

Со временем тысячи экземпляров листовок, газет и журналов стали регулярно доставляться самолетами с Большой земли, но их все же недоставало. И с лета 1943‑го практически каждый подпольный райком и обком партии стал издавать в тылу врага самую настоящую газету — их насчитывалось около 160. Как это было? Вместе с Галиной Владимировной подходим к экспозиции в одном из залов музея, где в натуральную величину воссоздана партизанская типография. Небольшая землянка, на бревенчатой стене касса со шрифтами — это брезентовый фартук с десятками карманчиков, где хранились отлитые в свинце буквы. Печатник крутит ручку портативной машинки... И пусть такая газета или листовка была лишь черно-белая, практически без рисунков и фотографий, ее ждали с нетерпением в каждом партизанском отряде.

В особом почете были стихи — они воздействовали не только на разум, но и на эмоции партизан. Известный белорусский поэт Анатолий Острейко создал сборник «Слуцкий пояс» из 14 стихотворений, пробуждавших самые высокие чувства народных мстителей. Эти брошюрки, распечатанные, к слову, на временно оккупированной территории в партизанских типографиях, хранили как зеницу ока. Так поступал и помощник печатника Владимир Кононович, брал книжечку со стихами даже на боевые задания. И однажды был ранен, при этом вражеская пуля пробила брошюрку. Редактор партизанской газеты Николай Достанко подарил ее автору стихов. Который, в свою очередь, передал реликвию белорусским комсомольцам, а уже те — в музей Отечественной войны...

Так по крупицам и формировались нынешние коллекции печатных и рукописных изданий, призывавших белорусский народ на борьбу с немецкими оккупантами. Деятельность по сбору различных материалов началась еще в 1943‑м, когда в Центральном штабе партизанского движения родилась идея создать музей Отечественной войны. А после освобождения Минска в июле 1944 года будущие музейные экспонаты стали поступать особенно активно из Белорусского штаба партизанского движения, размещавшегося в Лошице, тогдашнем пригороде столицы. Пополнение фондовых коллекций продолжается и сегодня.

ДОСЬЕ «СОЮЗа»

Сегодня в фондах музея, где строго контролируются температура и влажность воздуха, хранятся тысячи партизанских газет, листовок, 248 рукописных журналов. Они служат основой для научных изысканий, создания экспозиций и выставок, текстов экскурсий. Количество музейных предметов ежегодно прирастает. Так, копии газет военной поры «Фронтовая правда», «Красная армия» и «На штурм» были переданы ­­­­Президентом России Владимиром Путиным при открытии в 2014 году нового здания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

sob@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter