Печать судьбы

О том, что у Оли ребенок родился несколько необычным, в деревне стали говорить спустя полтора года после появления мальчика на свет.
О том, что у Оли ребенок родился несколько необычным, в деревне стали говорить спустя полтора года после появления мальчика на свет. Выводы делали, так сказать, исходя из косвенных доказательств. Во-первых, ни с того ни с сего из благополучной и, по деревенским меркам, обеспеченной семьи вдруг ушел муж. Во-вторых, молодая мама ребенка не окрестила. Приходившим в гости соседкам младенца не показывала, да и вообще старалась прятать его от людских глаз. "Буракова Манька что ни день с коляской по деревенским улицам гуляет, а эта из своего двора ни на шаг". Судачили так соседки на лавочках до тех пор, пока одна, особенно смелая и любопытная, встретив Олю в сельмаге, не выпалила ей прямо в лоб не дававший покоя сельскому "бомонду" вопрос: "Чего ты своего Димку никому не показываешь? Дурной он у тебя, что ли?" Женщина в ответ не проронила ни слова, расплакалась и опрометью бросилась из магазина. А "догадливым" сельчанкам другого ответа уже и не нужно было.

С Олей мы познакомились случайно. Она гуляла с сыном в столичном парке. В Минск ей помогли переехать родственники. После того как ее "страшная тайна" была раскрыта, в деревне жить стало невыносимо: соседи вдруг начали сторониться женщины, матери "дурного дитяти", за спиной шептались и обговаривали, за что ее "так Бог наказал". Там у Димки с ярко выраженными умственными ограничениями (теперь 6-летнего улыбчивого и общительного, кстати, мальчика) просто не было будущего. "А здесь мы не одиноки, - с явным облегчением рассказывала мне Оля. - Занимаемся в центре коррекционно-развивающего обучения, подружились с Белорусской ассоциацией помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. Нам повезло. Но страшно представить, сколько еще родителей в глубинках прячут своих детей, как я раньше, стыдятся собственной беды, не зная о том, что имеют все права на радость и счастье".

А ведь Оля права. Изначально с чисто человеческой точки зрения к тем, кто имеет физические ограничения, относятся более лояльно, сочувственно, нежели к тем, кто отстает в умственном развитии. До недавнего времени для многих обывателей таких детей просто не существовало: огромными коллективами они жили в закрытых домах-интернатах либо вели "растительный" образ жизни, что называется, дома за печкой. Без прав и обязанностей. Вне всего живого мира. О людях с ограничениями в умственном развитии и их правах во всеуслышание стали говорить не так давно - около 15 лет назад. Появились общественные организации, радеющие за социальную и трудовую реабилитацию инвалидов. На государственном уровне принят ряд законов и постановлений, призванных облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями. При всем этом достигнутые на сегодняшний день результаты - лишь начало трудного и долгого пути.

Как свидетельствует статистика, 55 процентов общего количества детей-инвалидов в Беларуси имеют различные степени умственного ограничения. Уже одна только эта цифра может объяснить интерес европейской организации "Inclusion Europe", которая защищает права людей с умственными ограничениями, к нашей стране. На протяжении нескольких лет организация при поддержке немецкого федерального объединения "Жизненная помощь" проводит проект "Больше прав для людей с умственными ограничениями в Литве, Словакии и Беларуси". В течение полугода при непосредственном участии Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам (единственной общественной организации в Беларуси, которая постоянно занимается проблемами людей с умственными ограничениями) мониторинг проводился на территории нашей страны. Для изучения положения в различных сферах жизни направлялись запросы в министерства труда и социальной защиты, финансов, статистики, здравоохранения, образования, в региональные службы занятости. Были выезды в регионы, общение с детьми, у которых есть умственные ограничения, их родственниками. Именно уровень исследования и определила масштаб результатов и выводов.

- Мы были готовы к тому, что обнаружим определенные позитивные перемены, произошедшие за последние годы (они, как правило, всегда очевидны). Зато некоторые выявленные минусы явились для нас полной неожиданностью, - делилась впечатлениями после завершения мониторинга член БелАПДИиМИ Елена Титова. - Мы гордимся тем, что уже более

7 лет отменена практика признания детей необучаемыми. Но при достаточно налаженном процессе специального обучения детей с умственными ограничениями в городе на селе эта работа оставляет желать лучшего. Мы рады, что особенно активно сотрудничают государство и общественные организации в сфере профессионального обучения и трудоустройства людей с ограниченными умственными возможностями. Но при этом шанс на трудовую реабилитацию имеют инвалиды с легкой (иногда средней) степенями ограничений. По-прежнему не у дел остаются те, кто имеет тяжелую форму инвалидности. Мы не можем не радоваться тому, что люди с ограничениями за последние 10 лет стали видимыми для своих сограждан, они появляются на улицах городов, в школах и внешкольных учреждениях. Однако политика государства в отношении наших подопечных еще во многом остается старой, доперестроечной и заключается в организации домов-интернатов закрытого типа вместо сколько-нибудь "независимого проживания". Тайной за семью печатями осталось финансирование сферы услуг для людей с ограниченными умственными возможностями. Но не потому, что эта информация не подлежит разглашению. Просто выделение материальных средств производится из многочисленных источников, и проследить их объемы и периодичность порой просто невозможно. Система могла быть гораздо более прозрачной, если бы была единой и целевой. Настораживает и банальная неосведомленность семей, в которых воспитываются дети с умственными ограничениями, в плане создания им условий для нормальной жизни.

Проведенный мониторинг, по мнению членов БелАПДИиМИ, это не только первая попытка описать целостно и объективно проблемы людей с умственными ограничениями. Эта акция - еще один способ рассказать белорусам о жизни наших сограждан, людей не совсем здоровых, об их правах и потенциале быть полноценными и равноправными членами нашего общества. Они хотят быть услышанными. А нам всего лишь нужно их услышать и в случае чего протянуть руку помощи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter