Печальный сказ о рыбаках и рыбке

Как спасти российский рыбокомплекс За последнее время Росрыболовство выступило с несколькими громкими заявлениями. В планах Федерального агентства – создание федеральной сети магазинов «Океан», строительство новых  рыболовецких судов, создание береговой инфраструктуры для переработки рыбы, выпуск вагонов-рефрижераторов нового поколения, а также строительство холодильных мощностей на пути перевозок рыбы. Еще Росрыболовство собирается усовершенствовать нормативно-правовую базу и сделать прозрачными правила игры для всех российских «рыбаков».

Все озвученные инициативы, с одной стороны, носят характер «имиджевых» проектов, но с другой стороны, если сегодня не принять кардинальных мер, то через несколько лет Россия потеряет рыболовецкую отрасль окончательно.
Одна из главных проблем – нехватка судов. Сегодня численность рыболовецкого флота составляет около 3 тысяч судов различного назначения. В житнице рыбодобычи, Дальневосточном регионе, работает 2125 судов рыбопромыслового флота, из них 902 уже отслужили свой срок. За последние четыре года российские рыболовы приобрели 357 судов, причем половина из них – отслужившие свой срок иностранные траулеры. Зато за это время было списано более 800 судов. Если такая динамика продолжится, то Россия навсегда потеряет  свои позиции по добыче морепродуктов.
Между тем в конвенции ООН по морскому праву сказано, что если страна не в состоянии осваивать ресурсы в своей экономической зоне, то на них могут претендовать другие страны. Согласно статистике бассейны мира стремительно истощаются. За последнее десятилетие количество выловленной рыбы сократилось на 13 процентов, поэтому количество желающих порыбачить  в чужих водах с каждым годом будет только прибавляться.
По словам  руководителя Федерального агентства по рыболовству Андрея Крайнего, за 5 лет, начиная с 2009 по 2013 год, в России необходимо построить 34 крупнотоннажных судна, 51 среднетоннажное, 136 малотоннажных. Но, увы, сегодня строить рыболовецкие суда такими темпами Россия не может. Если на верфях России на возведение судна затрачивают  два года, да и то в лучшем случае, то в Корее вам построят его всего за 8 месяцев! Кроме того, как показывает практика строительства судов в России, большая часть финансирования затрачивается на закупку импортного оборудования, в результате чего стоимость строительства рыболовецких судов в России превосходит показатели большинства других стран.
Существенной проблемой для рыбопромышленной отрасли остается наличие бюрократических препон. К примеру, разгрузка рыбы на берег в Мурманском порту может занять несколько дней, в  то время как в Норвегии такая процедура длится несколько часов, включая все таможенные и другие формальности.
Россия из-за низкого уровня переработки рыбной продукции остается сырьевым придатком других стран. Ежегодно на экспорт идет 1,3 млн тонн рыбной продукции, причем 90 процентов – с низкой степенью переработки.
В то же время в Беларуси, у которой нет своего моря, уровень переработки рыбы растет из года в год. За последние четыре года Беларусь увеличила экспорт в Россию готовой продукции почти в 2 раза, правда, основной экспорт готовой продукции приходится на германско-белорусское предприятие «Санта-Бремор», действующее в свободной экономической зоне «Брест». Предприятие имеет налоговые льготы при поставках продукции на экспорт, что делает его конкурентоспособным на российском рынке.
Российские рыбопереработчики сделать себестоимость той же селедки ниже, чем у белорусов, пока не могут. По их словам, чтобы российская продукция оказалась конкурентоспособна, необходимо закупить новое оборудование для переработки, понизить тарифы на перевозку рыбы, создать логистические центры. Росрыболовство пытается и на этом направлении исправить ситуацию. В планах ведомства – строительство холодильных мощностей для хранения 175 тыс. тонн рыбы на пути ее транспортировки из добывающих регионов в европейскую часть страны, запуск в производство рефрижераторных вагонов нового поколения, устранение посредников при торговле рыбой. Однако если холодильники еще можно построить, то найти базу для производства рефрижераторов нового поколения будет крайне тяжело. По словам сотрудника одного из крупнейших перевозчиков замороженной продукции, около года назад его компания изучала вопрос по выпуску нового рефрижераторного вагона в России, провела переговоры с Брянским машиностроительным заводом, но там получили отказ, поскольку на заводе практически не осталось технологий и специалистов.
«Производство нового вагона – дело сложное и затратное. В Америке такой вагон стоит порядка 220 тысяч долларов, в Китае – 140 тысяч долларов», – говорят специалисты. А  для реализации задуманного Росрыболовством возрождения рыбопромышленного комплекса таких вагонов потребуется как минимум тысяча.
Но даже если рыба придет  в города, необходимо, чтобы торговые наценки на продукцию были  в разумных пределах. Для избавления от посредников Росрыболовство создаст торговую сеть «Океан». Разработано три формата магазинов: «мини» – площадью 90 кв. м, «стандарт» – 180 кв. м и «премиум» – от 300 кв. м. В этом  году планируется запустить 45 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани и Нижнем Новгороде,  к концу 2012 года должно открыться 250 магазинов в 47 регионах, а в будущем их численность планируется довести до 500. Однако некоторые рыбопромышленники сомневаются, будут ли рентабельными подобные торговые точки.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter