Печальный фарватер

В  Лоеве  9  мая  торжественно  захоронены  останки  16  советских  десантников,  погибших  при  освобождении  города

В  Лоеве  9  мая  торжественно  захоронены  останки  16  советских  десантников,  погибших  при  освобождении  города

«Гепард» подплывает к берегу, замедляет обороты и с легкостью хищника выпрыгивает на отлогую песчаную отмель. Машина-амфибия глушит мотор, мы же с пограничниками Гомельского погранотряда идем туда, где еще видны следы лопат и прочие свидетельства археологического интереса. «Здесь!» — показывает старший лейтенант Владимир Демиденко, и последнее звено в этой необычной цепочке случайностей становится на свое место. 

…Все началось утром 24 марта, когда пограничный дозор береговой отмели увидел в воде человеческий череп. Сразу подумали: криминал или утопленник, но факты говорили о другом. 

— Было где-то 11 часов, мы втроем шли по берегу Днепра и следили за обстановкой. Чтоб вы представляли: там, за рекой, уже Украина, государственная граница проходит по самой середине водной глади. Так что степень внимания и ответственности, сами понимаете, повышенная… В трех километрах восточнее Лоева, в полуметре от берега, я увидел череп. Не поверил, подошел поближе – точно! Рядом разглядел и другие вымытые водой фрагменты человеческого скелета, — вспоминает Владимир Демиденко. – О находке мы сразу же сообщили в погран­отряд, районный военкомат и райисполком. После ряда дополнительных проверок стало ясно: это не утопленники, а солдаты. И без отдельного поискового батальона Министерства обороны никак не обойтись. 

Из Минска вскоре прибыли 7 специалистов, огородили на берегу участок 20 на 30 метров и приступили к разведке. Шестнадцать – именно столько шурфов-срезов почвы сделали поисковики в этом месте. В двух из них на глубине 20—40 сантиметров опять нашли человеческие кости. Этого было достаточно, чтобы начать полномасштабные раскопки. С 23-го по 27 апреля здесь найдены останки 16 человек. Бляхи, ложки, расчески, пряжка ремня, перочинный нож, гильзы от пистолета ТТ и винтовки Мосина – все это позволило установить войсковую принадлежность. Сомнений не оставалось: это советские солдаты, погибшие здесь во время переправы осенью 1943 года. Давайте вспоминать…  

В Лоевском районе в то время заняли оборону 38 немецких пехотных батальонов. Несколько линий укреплений, 330 орудий и минометов, почти 350 пулеметов – задача одна: не пропустить за Днепр войска 65-й армии генерал-лейтенанта Павла Батова. К наступлению готовились несколько дней. Утром 15 октября 1943-го началось форсирование реки. 

Шквал огня с обеих сторон, ледяная вода, глубина 7—8 метров – для многих она стала братской могилой. Те, кому посчастливится остаться в живых и высадиться на правом берегу, позже скажут, что это было одно из самых жестоких и принципиальных сражений за всю военную кампанию. 17 октября Лоев освободили, но какой ценой… В районе сегодня официально захоронено более 8,5 тысячи советских воинов. Однако и эта цифра год от года меняется, — констатирует Вера Анисовец, главный хранитель фондов Музея битвы за Днепр. – Одних хоронили прямо на берегу, остальные навсегда нашли покой на речном дне. Только сойдет весной паводок – и начинаются «сюрпризы»: стреляные гильзы от орудий, штык-ножи, кости… В 2004 году уже перезахоронены останки пятерых солдат Советской армии. Чуть ранее неподалеку и вовсе откопали целый самолет. Так что здешний речной песок хранит еще немало тайн. Вот только каких? 

…Поисковому отряду из Министерства обороны Беларуси пришлось немало помучиться. Машиной к месту раскопок не подъехать – только на лодке или катере. Работали в необычных условиях: хлюпая по щиколотки в холодной весенней воде. Шестнадцать черных целлофановых пакетов вскоре доставили в военкомат. Решено: 9 мая захоронить урны возле обелиска воинам-освободителям на центральном кладбище города. 

Три автоматные очереди. Военный оркестр. Цветы и слова благодарности безвестным героям. 

На снимке: во время захоронения останков воинов на городском кладбище Лоева.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter