Оценки последствий объединения Германии по-прежнему остаются весьма неоднозначными как внутри страны, так и за ее пределами

Печальные последствия одного объединения

7info.ru
В Германии на минувшей неделе отмечали 30-летие знакового события — объединения ГДР и ФРГ. В честь знаменательной даты в городе Дессау-Росслау был даже открыт памятник советскому президенту Михаилу Горбачеву, без согласия которого объединение двух Германий вряд ли бы стало возможным. В самой Германии, а также в Европейском союзе празднование сопровождалось бравурной риторикой. Однако оценки последствий объединения Германии по-прежнему остаются весьма неоднозначными как внутри страны, так и за ее пределами.

По сути, объединение Германии представляло собой аншлюс, означавший упразднение ГДР как политико-правовой реальности и ее форсированное включение в состав ФРГ, с последующим распространением западногерманских политических, правовых и экономических норм и стандартов на восточные земли. Подобный формат обосновывался соображениями исторической справедливости и восстановления единства искусственно разделенного народа.

При этом то, что за годы раздельного существования в ГДР успела сложиться собственная социально-экономическая реальность, весьма отличная от западногерманских земель, было полностью проигнорировано. В результате объединение Германии сопровождалось шоковыми реформами, которые обернулись стремительной социально-экономической деградацией восточных земель.

Практически полностью была уничтожена промышленность бывшей ГДР, что спровоцировало всплеск безработицы и отток населения на заработки в западные земли. В качестве оправдания произошедшего, естественно, стали говорить о неэффективности и неконкурентоспособности промышленности ГДР, существовавшей в условиях планового хозяйства. Однако многие технологические разработки восточногерманских предприятий и конструкторских бюро впоследствии «всплыли» на западногерманских производствах, и это позволяет думать, что утверждения о неэффективности экономики ГДР были изрядно преувеличены, а бизнес ФРГ попросту устранял ненужных конкурентов.

Как следствие, восточные земли по-прежнему остаются наиболее бедными и депрессивными в масштабах единой Германии, и никакие ассигнования на их развитие, выделяемые из федерального бюджета, не в состоянии исправить этого положения. Разрыв между «осси» и «весси» за прошедшие 30 лет так и не исчез. В восточных землях по-прежнему распространены ностальгические воспоминания о временах ГДР, а на выборах здесь как нигде высок процент протестного голосования. Именно земли бывшей ГДР стали электоральной базой для правопопулистской «Альтернативы для Германии», сильны здесь позиции и немецких левых.

Конечно, о восстановлении суверенитета ГДР никто всерьез не помышляет, а со сменой поколений память об отдельном восточногерманском государстве будет угасать. Тем не менее история объединения Германии выглядит отнюдь не столь радужно, как ее обычно пытаются представлять, и полна подводных камней.

Внешнеполитические последствия объединения Германии также далеко не однозначны. Геополитическая напряженность, которая сейчас наблюдается в Восточной Европе, во многом является следствием того объединения.

Объединение Германии открыло дорогу для втягивания в НАТО не только бывшей ГДР, но и всех восточноевропейских постсоциалистических стран. Уверения западных лидеров, что с завершением холодной войны НАТО расширяться не будет, оказались обманом. Геополитическое противостояние в Европе никуда не исчезло, однако существенно сдвинулось на восток, в том числе к границам Беларуси.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter