Печаль его светла...
04.09.2002
Виктор ГОРДЕЙ известен как автор прекрасных книг прозы, поэзии, сборников для детей. Он успешно переводит на белорусский язык, например, романы "Саламбо" Г.Флобера и "Черная стрела" Р.Стивенсона. Ныне его книга лирики "Межань" выдвинута Союзом белорусских писателей на соискание Государственной премии имени Янки Купалы. Именно по этому поводу я беседую с лауреатом литературной премии имени Ивана Мележа, заведующим отделом поэзии журнала "Маладосць", поэтом.
- Как ни странно, Виктор, но я помню твою первую стихотворную подборку, напечатанную в журнале "Маладосць" еще в 1966 году. Там блеснули прекрасные строчки: "З-за лесу хмара наплыла, гушкаючы › далонях гром, па колеру яна была падобная на чарназем". Точно ли процитировал?
- Да. Незабвенное было время... Признание в "толстом" журнале, "цнатлiвая" юность, большие надежды на будущее, а за плечами целых два года газетной романтики - в ляховичскую районную газету я попал прямо со школьной скамьи.
- Первый твой сборник поэзии назывался "Касавiца", но вышел он в свет, как бы помягче сказать, с некоторым опозданием. Тогда ты "наматывал" третий десяток.
- Сам виноват. Послал рукопись по почте и... забыл. Через три года Хведар Черня откопал ее в каком-то шкафу, однако рукопись не была даже зарегистрирована. Пришлось начинать все сначала. О том давнем происшествии ничуть не сожалею. Все что ни делается - все к лучшему. Ну был бы лишний сборник, а толку?
- Что думаешь о книге, которая выдвинута на госпремию?
- Смысл моей книги - в ее названии. Межань в природе - жаркое летнее время, когда на реках и озерах наблюдается самое низкое стояние воды. В моей поэзии много печали, много боли, но, как говорил классик, "печаль моя светла". Сборник "Межань" создавался на высокой ноте волнения и возбуждения человеческого духа, в нем постоянно чувствуется "сум iмпрэсiй на›таймо›ных", "горыч сiмвала› сляпых".
- Читатель знает тебя как тонкого лирика, а теперь вот и как первооткрывателя импрессий - жанра, малоизвестного в белорусской поэзии. Но это еще не все. Ведь и проза у тебя, что называется, "аховая". Помнится, самую широкую прессу в свое время имели твои прозаические книги "Дом з блакiтнымi аканiцамi", "Каранi вечнага дрэва", "Уратуй ад нячыстага", роман "Бедная басота", трилогия "Аселiца › басейне Чорнага мора". Что бы означали эти постоянные "перебежки" то в прозу, то в поэзию, то в детскую литературу?
- Ничего удивительного, все идет в комплексе. Ведь впервые, еще школьником, я в печати выступил именно с прозой. Этот мелкий факт, как ни странно, зарегистрирован в энциклопедическом справочнике "Беларускiя пiсьменнiкi". Понемногу продолжаю кропать, теперь уже больше для себя. Самая моя жгучая боль - роман "Бедная басота". Еще 7 лет назад по неизвестной причине готовую рукопись тормознула "Мастацкая лiтаратура". Однако есть пишущие парни, которые в этом же издательстве за это же время наплодили по несколько своих не самых художественных книг.
- Конечно, факт печальный, но тебе, Виктор, сетовать не на что. К своему 50-летию ты пришел с богатым литературным багажом. В газетах писали, что твой "золотой" юбилей широко отмечался на Ганцевщине. В родной деревне Малые Круговичи был большой праздник, тогда же одна из деревенских улиц была названа твоим именем. Если не ошибаюсь, большинство героев твоих повестей названы настоящими фамилиями твоих земляков.
- Моя проза действительно "заземлена" на причудах родной деревни. Когда прилюдно, при большом народе, зачитывали решение сельского Совета, я просто онемел. Все неожиданно и так приятно. Кстати, улица длиннющая - больше километра. От подворья, где я вырос, теперь остался только старенький сад. И целый ряд кряжистых вязов, посаженных дедовской рукой. Кажется, для лыка на белорусские лапти.
- По роду занятий ты находишься, так сказать, в эпицентре литпроцесса и, естественно, у тебя имеется профессиональное мнение о поэзии молодых. Каково оно?
- Поэтическая почта "Маладосцi" в последние годы богатая и обильная, нести это бремя журналу уже непросто. Естественно, в печать отбирается все лучшее и талантливое. Только в рубрике "Упершыню › "Маладосцi" отдел поэзии ежегодно представляет не менее 20 начинающих поэтов. Хорошим подспорьем для молодых было ежемесячное приложение к журналу в виде отдельной книжицы, однако из-за отсутствия финансовых средств библиотечку вынуждены были закрыть. Молодой белорусской литературе, учитывая ее национальные особенности, требуется срочная государственная поддержка.
- Как ни странно, Виктор, но я помню твою первую стихотворную подборку, напечатанную в журнале "Маладосць" еще в 1966 году. Там блеснули прекрасные строчки: "З-за лесу хмара наплыла, гушкаючы › далонях гром, па колеру яна была падобная на чарназем". Точно ли процитировал?
- Да. Незабвенное было время... Признание в "толстом" журнале, "цнатлiвая" юность, большие надежды на будущее, а за плечами целых два года газетной романтики - в ляховичскую районную газету я попал прямо со школьной скамьи.
- Первый твой сборник поэзии назывался "Касавiца", но вышел он в свет, как бы помягче сказать, с некоторым опозданием. Тогда ты "наматывал" третий десяток.
- Сам виноват. Послал рукопись по почте и... забыл. Через три года Хведар Черня откопал ее в каком-то шкафу, однако рукопись не была даже зарегистрирована. Пришлось начинать все сначала. О том давнем происшествии ничуть не сожалею. Все что ни делается - все к лучшему. Ну был бы лишний сборник, а толку?
- Что думаешь о книге, которая выдвинута на госпремию?
- Смысл моей книги - в ее названии. Межань в природе - жаркое летнее время, когда на реках и озерах наблюдается самое низкое стояние воды. В моей поэзии много печали, много боли, но, как говорил классик, "печаль моя светла". Сборник "Межань" создавался на высокой ноте волнения и возбуждения человеческого духа, в нем постоянно чувствуется "сум iмпрэсiй на›таймо›ных", "горыч сiмвала› сляпых".
- Читатель знает тебя как тонкого лирика, а теперь вот и как первооткрывателя импрессий - жанра, малоизвестного в белорусской поэзии. Но это еще не все. Ведь и проза у тебя, что называется, "аховая". Помнится, самую широкую прессу в свое время имели твои прозаические книги "Дом з блакiтнымi аканiцамi", "Каранi вечнага дрэва", "Уратуй ад нячыстага", роман "Бедная басота", трилогия "Аселiца › басейне Чорнага мора". Что бы означали эти постоянные "перебежки" то в прозу, то в поэзию, то в детскую литературу?
- Ничего удивительного, все идет в комплексе. Ведь впервые, еще школьником, я в печати выступил именно с прозой. Этот мелкий факт, как ни странно, зарегистрирован в энциклопедическом справочнике "Беларускiя пiсьменнiкi". Понемногу продолжаю кропать, теперь уже больше для себя. Самая моя жгучая боль - роман "Бедная басота". Еще 7 лет назад по неизвестной причине готовую рукопись тормознула "Мастацкая лiтаратура". Однако есть пишущие парни, которые в этом же издательстве за это же время наплодили по несколько своих не самых художественных книг.
- Конечно, факт печальный, но тебе, Виктор, сетовать не на что. К своему 50-летию ты пришел с богатым литературным багажом. В газетах писали, что твой "золотой" юбилей широко отмечался на Ганцевщине. В родной деревне Малые Круговичи был большой праздник, тогда же одна из деревенских улиц была названа твоим именем. Если не ошибаюсь, большинство героев твоих повестей названы настоящими фамилиями твоих земляков.
- Моя проза действительно "заземлена" на причудах родной деревни. Когда прилюдно, при большом народе, зачитывали решение сельского Совета, я просто онемел. Все неожиданно и так приятно. Кстати, улица длиннющая - больше километра. От подворья, где я вырос, теперь остался только старенький сад. И целый ряд кряжистых вязов, посаженных дедовской рукой. Кажется, для лыка на белорусские лапти.
- По роду занятий ты находишься, так сказать, в эпицентре литпроцесса и, естественно, у тебя имеется профессиональное мнение о поэзии молодых. Каково оно?
- Поэтическая почта "Маладосцi" в последние годы богатая и обильная, нести это бремя журналу уже непросто. Естественно, в печать отбирается все лучшее и талантливое. Только в рубрике "Упершыню › "Маладосцi" отдел поэзии ежегодно представляет не менее 20 начинающих поэтов. Хорошим подспорьем для молодых было ежемесячное приложение к журналу в виде отдельной книжицы, однако из-за отсутствия финансовых средств библиотечку вынуждены были закрыть. Молодой белорусской литературе, учитывая ее национальные особенности, требуется срочная государственная поддержка.