Печаль его светла...

Виктор ГОРДЕЙ известен как автор прекрасных книг прозы, поэзии, сборников для детей.
Виктор ГОРДЕЙ известен как автор прекрасных книг прозы, поэзии, сборников для детей. Он успешно переводит на белорусский язык, например, романы "Саламбо" Г.Флобера и "Черная стрела" Р.Стивенсона. Ныне его книга лирики "Межань" выдвинута Союзом белорусских писателей на соискание Государственной премии имени Янки Купалы. Именно по этому поводу я беседую с лауреатом литературной премии имени Ивана Мележа, заведующим отделом поэзии журнала "Маладосць", поэтом.

- Как ни странно, Виктор, но я помню твою первую стихотворную подборку, напечатанную в журнале "Маладосць" еще в 1966 году. Там блеснули прекрасные строчки: "З-за лесу хмара наплыла, гушкаючы › далонях гром, па колеру яна была падобная на чарназем". Точно ли процитировал?

- Да. Незабвенное было время... Признание в "толстом" журнале, "цнатлiвая" юность, большие надежды на будущее, а за плечами целых два года газетной романтики - в ляховичскую районную газету я попал прямо со школьной скамьи.

- Первый твой сборник поэзии назывался "Касавiца", но вышел он в свет, как бы помягче сказать, с некоторым опозданием. Тогда ты "наматывал" третий десяток.

- Сам виноват. Послал рукопись по почте и... забыл. Через три года Хведар Черня откопал ее в каком-то шкафу, однако рукопись не была даже зарегистрирована. Пришлось начинать все сначала. О том давнем происшествии ничуть не сожалею. Все что ни делается - все к лучшему. Ну был бы лишний сборник, а толку?

- Что думаешь о книге, которая выдвинута на госпремию?

- Смысл моей книги - в ее названии. Межань в природе - жаркое летнее время, когда на реках и озерах наблюдается самое низкое стояние воды. В моей поэзии много печали, много боли, но, как говорил классик, "печаль моя светла". Сборник "Межань" создавался на высокой ноте волнения и возбуждения человеческого духа, в нем постоянно чувствуется "сум iмпрэсiй на›таймо›ных", "горыч сiмвала› сляпых".

- Читатель знает тебя как тонкого лирика, а теперь вот и как первооткрывателя импрессий - жанра, малоизвестного в белорусской поэзии. Но это еще не все. Ведь и проза у тебя, что называется, "аховая". Помнится, самую широкую прессу в свое время имели твои прозаические книги "Дом з блакiтнымi аканiцамi", "Каранi вечнага дрэва", "Уратуй ад нячыстага", роман "Бедная басота", трилогия "Аселiца › басейне Чорнага мора". Что бы означали эти постоянные "перебежки" то в прозу, то в поэзию, то в детскую литературу?

- Ничего удивительного, все идет в комплексе. Ведь впервые, еще школьником, я в печати выступил именно с прозой. Этот мелкий факт, как ни странно, зарегистрирован в энциклопедическом справочнике "Беларускiя пiсьменнiкi". Понемногу продолжаю кропать, теперь уже больше для себя. Самая моя жгучая боль - роман "Бедная басота". Еще 7 лет назад по неизвестной причине готовую рукопись тормознула "Мастацкая лiтаратура". Однако есть пишущие парни, которые в этом же издательстве за это же время наплодили по несколько своих не самых художественных книг.

- Конечно, факт печальный, но тебе, Виктор, сетовать не на что. К своему 50-летию ты пришел с богатым литературным багажом. В газетах писали, что твой "золотой" юбилей широко отмечался на Ганцевщине. В родной деревне Малые Круговичи был большой праздник, тогда же одна из деревенских улиц была названа твоим именем. Если не ошибаюсь, большинство героев твоих повестей названы настоящими фамилиями твоих земляков.

- Моя проза действительно "заземлена" на причудах родной деревни. Когда прилюдно, при большом народе, зачитывали решение сельского Совета, я просто онемел. Все неожиданно и так приятно. Кстати, улица длиннющая - больше километра. От подворья, где я вырос, теперь остался только старенький сад. И целый ряд кряжистых вязов, посаженных дедовской рукой. Кажется, для лыка на белорусские лапти.

- По роду занятий ты находишься, так сказать, в эпицентре литпроцесса и, естественно, у тебя имеется профессиональное мнение о поэзии молодых. Каково оно?

- Поэтическая почта "Маладосцi" в последние годы богатая и обильная, нести это бремя журналу уже непросто. Естественно, в печать отбирается все лучшее и талантливое. Только в рубрике "Упершыню › "Маладосцi" отдел поэзии ежегодно представляет не менее 20 начинающих поэтов. Хорошим подспорьем для молодых было ежемесячное приложение к журналу в виде отдельной книжицы, однако из-за отсутствия финансовых средств библиотечку вынуждены были закрыть. Молодой белорусской литературе, учитывая ее национальные особенности, требуется срочная государственная поддержка.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter