Павлинка и сокол

Когда впервые заявила о себе в Вильне белорусская культура, если говорить о ХХ веке?
Когда впервые заявила о себе в Вильне белорусская культура, если говорить о ХХ веке? С осени 1906 года здесь стали выходить первые газеты на родном языке «Наша доля» и «Наша нiва». После этого никаких новых проектов почти не появлялось. Лишь 12 февраля 1910 года ситуация изменилась: состоялся «Першы беларускi вечар», с которого начинается история национальной музыки и театра. 

Зал на ул. Якшто, 9, где проходили белорусские представления. Современный вид.
Зал на ул. Якшто, 9, где проходили белорусские представления. Современный вид.

В тот вечер на улице Якшто, 9 (современный адрес) показывали комедию по произведению украинского писателя Марка Кропивницкого «По ревизии». Танцевали «Лявонiху», «Мяцелiцу», «Юрку». Хор пел народные песни.

Дирижировал Людомир Михал Роговский, поляк, уроженец Люблина. Он собирал в окрестностях Вильны белорусские песни, а познакомившись с Янкой Купалой, написал на его стихотворение «А хто там iдзе?» хоровое произведение, ставшее на долгие годы неофициальным белорусским гимном. 

Артисты, выступавшие на первом белорусском вечере.
Артисты, выступавшие на первом белорусском вечере.

Первым белорусским вечером восхищались многие. Литовская газета Viltis: «Дзеўчаты i мужчыны ўсе былi ў праўдзiвых народных апратках, каторые выглядалi надта пекна. С песень, танцоў i опратак... веяло душой беларускаго народу». Польский Kurjer Litewski: «Вiдаць шэрые сьвiткi, колеровые горсэцiкi — гэта невялiчкая ешчэ жменька беларускай iнтэлiгенцii, прыбраная ў народны адзетак, вiтае гасьцей».

Поначалу лишь малая горсть людей была обеспокоена развитием национальной культуры.

Но уже 19 мая публика собралась на «Другi беларускi вечар», во время которого ставили комедию Каруся Каганца (Казимира Костровицкого) «Модны шляхцюк». От аплодисментов зрителя «ажно сьцены дрыжэлi». Вновь дирижировал Роговский. Его на сцене сменил Игнат Буйницкий со своим танцевальным коллективом. Буйницкий тогда еще не знал, что войдет в историю как отец национального профессионального театра. 


Газета «Наша ніва» за 11 февраля 1910 г. с объявлением о Первом белорусском вечере.


Организаторы «вечеров» вскоре создали «Беларускi музыкальна–драматычны кружок». 31 марта 1911 года Виленское губернское правление утвердило его устав, согласно которому это был «беларускi клуб, дзе тутэйшые беларусы могуць зьбiрацца на вечарынкi, на беларускiе прэдстаўленьня, слухаць сваiх песень». Из народной самодеятельности постепенно рождалось профессиональное театральное искусство. Кроме того, кружок был единственной в Вильне и Белоруссии легальной общественно–культурной организацией национальной интеллигенции.

30 апреля 1911 года на Якшто, 9 ставили «У зiмовы вечар» по Элизе Ожешко и «Сватанне» по Антону Чехову. 21 ноября кружок провел «Беларускае iгрышча» с показом драмы Ожешко «Хам» и танцами. В тот вечер пели песни, в том числе «гимн», как его назвали в печати, «А хто там iдзе?». В финале провели «конкурс беларускiх дзявочых апратак». 


Справа — здание на проспекте Гядимино, 2, где находилась библиотека «Знания»
и собиралось правление Белорусского музыкально-драматического кружка.


2 февраля 1912 года на Якшто, 9 вновь играли пьесу Кропивницкого «Пашылiся ў дурнi». На представлении побывал Якуб Колас. Его впечатлила «нацiональная апратка некаторых дзеўчат». До четырех утра веселилось на мероприятии не менее тысячи человек. В последний раз выступал Роговский. Он уезжал из Вильны, но оставил здесь большой багаж: «палажыў моцны фундамэнт для развiцьця беларускiх народных хороў».

Пожалуй, самым главным белорусским вечером стал состоявшийся 27 января 1913 года в зале общества «Сокол» на нынешней улице Вильняус, 39 — премьера пьесы «Паўлiнка», после которой она вот уже более века не сходит с театральных подмостков: «На вечарынку гэту сумысна прыехаў з далёку i аўтор яе Янка Купала. Аўтора публiка выклiкала на сцэну i абдзеляючы густымi вокляскамi падалi яму памятку–падарак ад вiленскiх беларусоў — залаты гадзiннiк з надпiсам: «Аўтору «Паўлiнкi» вiленскiе беларусы 27 студня 1913 г.» Артыстцы, каторая iграла ролю «Паўлiнкi» п. Маркевiчаншчынцы, аўтор падаў на сцэну букет з жывых кветак». Не обошлось, правда, без замечаний в адрес артистов со стороны критиков: «Cаўсiм добра сыйграць некаторым перешкаджало тое, што ня ўмелi сваiх ролей. Вiдаць гэта было з лiшне доўгiх паўз i таго, як гаманiў суфлер. Дрэнна i тое, што са сцэны калечылi беларускую мову, асаблiва у жаноцкiх ролях».

Очередная вечеринка в «Соколе» намечалась на 22 февраля, а еще 16–го белорусы отметились в зале литовского общества «Рута» (ныне проспект Гядимино, 22), проведя здесь маскарад: «Гулялi вясёла да 4 гадзiны ночы; было колькi цiкавых масак. Народу сабралося шмат, не глядзя на тое, што ў гэты дзень было аж шэсць маскарадоў, якiе устраiвалi розные клубы i таварыствы».

30 декабря 1913 года белорусский кружок возглавил Борис Данилович, директор известной в то время в Вильне библиотеки «Знания». Его заместителем стал Вацлав Ластовский. Среди членов совета старейшин значатся фамилии Алеся Бурбиса, Александра Власова — известных общественных деятелей своего времени. К слову, в помещении «Знаний» не позже июня — не ранее декабря 1912 года находилось правление кружка — теперь это дом на проспекте Гядимино, 2.

А в зале «Сокола» после «Паўлiнкi» проводились еще многие белорусские мероприятия. Наши земляки в начале ХХ века вносили свою пусть и малую, но заметную лепту в культурную жизнь многонациональной Вильны.

В цитатах использованы материалы виленской белорусской газеты «Наша нiва» за 1910 — 1913 годы. Сохранена орфография оригинальных публикаций.

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 24 (24654). Суббота, 7 февраля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter