Источник: Знамя юности
Знамя юности

Павел Ворожцов: еще в детстве я понял, что быть актером – мое призвание


В творческом портфолио актера более 20 работ в театре и более 40 – в кино. Зрители могли видеть его и в комедиях «СуперБобровы», «Кухня», «Родком», и в драмах «Курсанты», «Эпидемия», «Союз Спасения». О том, как восстанавливает свои силы после длительных съемок и остается ли время на увлечения, «Знаменке» рассказал актер театра и кино Павел Ворожцов.

– Ваше детство было мальчишеским – футбол, улица с утра до вечера, проделки, но театральная студия все изменила...

– Театральная студия дала мне шанс не остаться только в этих проделках. Она, скорее, перенесла их на другой уровень, в иное измерение, ведь актерская профессия – это тоже в какой-то мере проделки. Почему нам интересно смотреть фильмы и спектакли? Потому что там обыгрываются жизненные обстоятельства, в которые попадают люди, и то, как они из них выпутываются. Так что все эти проделки и составляют наш творческий багаж. Театральная студия – это как первая ступень театрального института, у нас ведь были не только репетиции и спектакли, но и такие дисциплины, как станок, танцы, сценическая речь и другие важные знания, которые помогают почувствовать профессию актера. 

– А в какой момент вы поняли, что у вас получается быть актером?

– Практически сразу. Тогда наша труппа работала над постановкой спектакля «Пиноккио», который мы должны были показывать на международном фестивале полупрофессиональных театров в Геленджике. Мы делали читку текста, и после моей реплики подошел педагог и честно сказал, что у меня есть талант. Вот тогда я и понял, что быть актером – это мое призвание.

– Были ли кумиры в то время? На кого хотели быть похожим? С кем мечтали сыграть на одной сцене?

– Мне нравились советские актеры, которых я видел по телевизору, – Олег Янковский, Николай Караченцов и другие. О том, хочу ли сыграть с ними на одной сцене, не задумывался, просто смотрел фильмы с их участием и получал наслаждение.

– В вашей фильмографии много картин о войне. Почему так получается? Приходится ли специально готовиться к таким ролям?

– Да, я сам отметил такую тенденцию, но абсолютно не понимаю, с чем это связано, может, карма, может, типаж у меня подходящий. Хотя если сделать анализ российской драматургии, то снимают кино или на военную тему, или о полицейских, которых я тоже, кстати, немало сыграл. Война – это острые обстоятельства, поэтому тема для сценария благодатная. Первый фильм, в котором я оказался, будучи студентом второго курса, это десятисерийный сериал «Курсанты», сценарий которого был написан по воспоминаниям Петра Тодоровского. С тех пор роли в военных картинах меня преследуют, наверное, судьба моя такая. Конечно, к ним специально не готовлюсь, просто, работая над ролью, применяю все свои навыки и талант. Если сценарий хороший, актерам надо четко исполнять то, что там написано, и все получится. Возможно, мне помогает генетическая память, мой дед воевал.

– Вы уже много лет актер Московского художественного театра, постоянно заняты в съемках сериалов и полнометражных художественных картин. Остается время на увлечения? На банальное полежать на диване с пультом или книгой? 

 – Слава Богу, работы у меня хватает. Когда действительно выпадает возможность полежать на диване перед телевизором, я ее использую. Так как у меня профессия публичная, я очень ценю моменты, когда могу побыть дома вместе с семьей и получить удовольствие от обычных человеческих радостей.

– Ваша жена режиссер. Не думали о том, чтобы самому, с таким актерским опытом за плечами, попробовать себя в этой ипостаси? Или одного режиссера в семье достаточно?

– Периодически такие мысли появ­ляются. И даже коллеги частенько интересуются, не хочу ли я что-т­о поставить, уверяя, что есть во мне способность к режиссуре. Дума­ю, если возникнет внутри меня такое безусловное желание, и я найду тот материал, который отклик­нется во мне на все 100 процентов, тогда я это точно сделаю. Как говорил Чехов: «Можешь не писать – не пиши», так и здесь: «Можешь не ставить – не ставь». А вот не играть я не могу.

– Приносите работу домой? Обсуждаете своих персонажей с супругой, спрашиваете совета, как лучше сыграть ту или иную сцену?

– Регулярно такой практики нет, но мне интересно ее мнение, поэтому иногда могу прочитать ей сцену и послушать, что она скажет, не зная всего сценария целиком, персонажей, сюжетной линии. Но окончательное решение всегда за мной и моей интуицией. Чаще всего происходит так, что мы уже видим окончательный вариант моей работы на экране или в спектакле и тогда можем обсудить, поделиться мнением.

– Павел, в любом деле есть переломные моменты. Были ли они в вашей актерской карьере?

– Раньше об этом не задумывался. Но вопрос возник, и я понимаю, что да, были. Например, этап в жизни, когда я вообще не снимался в кино, и было мало работы в театре – один-два спектакля, в которых я был задействован. Мой путь в актерской карьере, с одной стороны, трудный, с другой – закономерный, и мне жаловаться на то, как она сложилась, грех. Одной из своих лучших работ считаю роль Грига в студенческом спектакле «Безымянная звезда», который, кстати, поставила моя жена, талантливейший режиссер Алена Анохина. Наш творческий тандем случился еще в Таллине, она ставила «Палату № 6», где я играл Громова. И очень надеюсь, что Алена поставит другие спектакли и покажет себя в плане режиссуры, но пока она занята в роля­х мамы и хранительницы семей­ного очага.

– Какие проекты оказались самыми сложными, удачными, неподдающимися?

– Иногда сложные проекты получаются удачными, иногда заведомо удачные оказываются неподдающимися. Это всегда рулетка. Чаще всего ты не знаешь, каким окажется результат. Театр и кино – это искусство ансамблевое. Все зависит от того, как совпадут сценарий, режиссер, актерский состав. Иногда на проекте бывают очень сложные условия работы, например, ограниченное время съемок, и это, безусловно, влияет на результат. За каждым кадром стоит большая история, поэтому все проекты для актера важны. Так, в сериале «Эпидемия» у меня были физически сложные сцены, играя которые от холода не чувствовал ног.

– Как вы относитесь к критике? Читаете ли отзывы зрителей? Важна их оценка вашей игры на сцене?

– К критике отношусь хорошо, но, хотелось бы, конечно, чтобы критика была профессиональная. Чаще люди просто делятся своим мнением на уровне «понравилось» или «не понравилось», при этом они совершенно не знакомы с кухней создания фильма или спектакля. Хотя мне важно услышать любое мнение, не скажу что оно влияет как-то на меня, но для актера, который импульс дал и хочет получить на него обратную связь, оно полезно. Я сам всегда знаю, что у меня на каком уровне получилось, а то, как мою работу оценивают, мне любопытно. Я в какой-то степени сравниваю их мнение и свое ощущение, иногда удивляюсь точности некоторых комментариев, иногда возмущаюсь категоричности или непрофессионализму.

– В каждой работе есть такое явление, как профессиональное выгорание. Ощущали ли такое состояние у себя? Если да, то как с ним справлялись?

– Профессиональное выгорание у актеров чаще связано с тем, что работы много, но и когда ее нет, ты попадаешь тоже в неприятную эмоциональную яму. В эти моменты надо переключаться. Помогают книги, другое искусство, семья. Меня очень выручает общение с детьми, а иногда надо просто успокоиться, выспаться или стоически переждать этот период. Все проходит, у каждого процесса есть взлеты и падения, нужно только дождаться следующего взлета.


– Как выглядит ваш стандартный выходной день?

– Полдня, если есть такая возможность, сплю, коплю энергию, потому что наша профессия очень затратная энергетически, и растраченные ресурсы надо пополнять. Делаю это сном и какими-то впе­чатлениями, люблю выезжать на природу, гулять по лесу, смотреть телевизор.

– Многие признаются, что 2020 год стал одним из самых сложных для них. Каким был ваш 2020-й?

– Многие его ругают, а мне кажется, что он был очень живой, конкретный, со своим характером, которому надо было соответствовать или бороться с ним. Для меня 2020-й стал хорошим годом, потому что подарил много свободного времени. Я никогда не проводил столько времени со своей семьей. И у меня получилось познакомиться поближе с самим собой. 

– Вы верите в чудеса? Поделитесь, о чем мечтаете?

– Это интимный вопрос, личный. Я загадываю желания, но говорить о них не буду, и вам не советую. Они сбываются, учтите. А в чудеса надо верить, потому что все мы чудесные люди, и то, что мы живем на этой земле, это уже чудо.

– Не так давно на экраны вышел фильм «День города». Расскажите о своем герое. Что лично вам дало участие в этом проекте?

– Там я сыграл участкового, полицейского. Это смешная и дерзкая история, в сценарии есть козырь, определенная фишка, что меня и подкупило. Картину к просмотру рекомендую всем без исключения. Это режиссерский дебют полнометражного кино Алексея Харитонова, у нас с ним еще на пробах сложились отличные отношения, а когда режиссер и актеры понимают друг друга, это уже половина успеха в работе.

Кадры из комедии «День города»

– Вы снимали комедию. Были ли на съемочной площадке казусы?

– Казусы происходят постоянно, и нам приходится выкручиваться из них. Часто, казалось бы, безнадежные ситуации удается перевести в плюсовое состояние. Я, например, совмещал съемки в картине с работой в театре, то есть приходилось быть буквально одновременно в двух местах.

– Так почему мне нужно посмотреть «День города»?

– Потому что это станет для вас хорошим времяпрепровождением, развлекательным, веселым, интересным. Отличное настроение и в процессе просмотра, и после него обеспечено.
ПАВЕЛ ВОРОЖЦОВ

Родился: 30 апреля 1980 года в Таллине

Образование: в 2002 году окончил Таллинский педагогический университет. В 2006 году окончил Школу-студию МХАТ (курс И. Золотовицкого и С. Земцова)

Семья: жена – режиссер Алена Анохина. 

Пара воспитывает дочь Варвару и сына Федора

Карьера: эстонский и российский актер театра и кино. Работал в Русском театре Эстонии. С 2007 года служит в Московском художественном театре. Награжден Премией Олега Табакова и Почетной грамотой Президента Российской Федерации – за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность. Более 20 ролей в театре и около 50 ролей в кино 
Марина ДОРОШЕВА, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»), фото предоставлены пресс-службой фильма
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter