Как защитить врачей "скорой" от пациентов-хулиганов

Пациенты без страха и с упреком

Все чаще бригады скорой помощи попадают под злую руку напористых пациентов
Все чаще бригады скорой помощи попадают под злую руку напористых пациентов. И исход этих встреч порой непредсказуем: от прямых оскорблений и угроз до побоев. Оказаться в больнице после рядового вызова — такая возможность совсем не кажется медикам невероятной. Примеры на слуху. Как же защитить фельдшера от неизвестности, поджидающей за чужой дверью? 


Рабочий ноябрьский вечер для водителя «скорой» в Светлогорске закончился в больнице. На 59-летнего Владимира С., приехавшего спасать человека, с кулаками набросился 22-летний молодчик. Рванул к остановившейся у подъезда машине, распахнул дверь кабины и ударил водителя в лицо кулаком. Потом вытащил его на тротуар и несколько раз ударил ногой. А после крика фельдшера о вызове милиции сбежал. Для водителя смена закончилась двумя неделями в травматологии — с закрытой черепно-мозговой травмой и ушибом мозга I степени.

Говорить о случившемся пострадавший не хочет, да и что тут скажешь. Однако коллегам признался: за 30 лет стажа много чего повидал. Но чтобы избивали во время вызова прямо на улице — такого не было даже в самые непростые времена. Этот злополучный вечер он вряд ли забудет.

Не дадут его забыть и хулигану, которому уже предъявлено обвинение. Приступ своей агрессии объяснить он так и не смог. Прикрылся матерью. Мол, у нее температура, слабость и вообще плохое самочувствие, а машина слишком долго ехала. И ему, бедняге, от расстройства только и оставалось, что на людей с кулаками бросаться.

Выходит, человек получил увечье при исполнении своих профессиональных обязанностей. Получается, что так, соглашается Сергей Петренко, заведующий Светлогорской станцией скорой медицинской помощи. И разводит руками: непонятно, как такое вообще могло случиться. Бить-то за что? За поздний приезд? Так он поздний лишь по мнению хулигана. «Скорая» приехала вовремя: не даст соврать журнал вызовов. Уложились в 15-минутный норматив, как по экстренному вызову. Хотя он был неотложный, и ехать можно было в течение часа. Заведующий станцией уточняет: в 18.45 в первый раз к больному вызвали врача, в 18.57 — во второй. В 18.58 поступил еще один звонок, но уже от фельдшера в слезах. Что было потом, мы знаем.

Вопиющий случай, дикий. Но, увы, не единственный. В январе прошлого года в Гомеле два пьяных брата избили фельдшера «скорой». И тоже после того, как набрали «103». Остановить нелюдей смогли лишь милиционеры. Еще одна жертва пациента подшофе — минский фельдшер, получивший сотрясение мозга. И такие случаи, к сожалению, есть. Немного, но есть: просто не всякий предается огласке. Вместе с тем, по статистике, каждый третий вызов — «пьяный». То есть потенциально опасный. И только в Минске каждый день «скорая» выезжает около 1800 раз. То есть в 500—600 случаях медик рискует встретиться с больным, от которого можно ожидать чего угодно: от удара по лицу и сломанной руки до попытки отнять рабочую сумку с медикаментами.

И как здесь быть? Взять в руки электрошокер, газовый баллончик или дубинку? Не выход. Как бы эти средства защиты не обернулись против самого врача. Он-то, в отличие от милиционера, приемам самообороны не обучен.

Одна надежда на мобильный телефон, благо прямой связью с диспетчерской обеспечен каждый сотрудник «скорой». Одно нажатие кнопки — и на подстанции понимают: нужна подмога. И сами вызывают милицию или службу спасения. По-другому пока не работают. «Тревожные» кнопки в машинах, работающие по GSM-каналу, или радиобрелоки у экипажа — отдаленная перспектива, подтверждает Олег Воробей, заместитель главного врача городской станции скорой медицинской помощи.

А что делать, если ситуация развивается молниеносно и помощь не успевает? Как правильно действовать? На данный момент это не прописано ни в одном приказе.

Так что рискуют наши медики не меньше участкового. А порой и больше. Вот только милиционер при исполнении служебных обязанностей — лицо неприкосновенное. И нападение на него автоматически влечет за собой наказание по статье Уголовного кодекса. У врача такого статуса нет. А жаль. Возможно, он остудил бы пыл особо агрессивных пациентов.

Приравнять медиков к сотрудникам правоохранительных органов законодательно очень сложно — разная специфика работы, требования и обязанности. Но защищать от агрессии людей в белых халатах на их рабочих местах нужно, категоричен депутат Палаты представителей Национального собрания, председатель Белорусской ассоциации врачей Дмитрий Шевцов. Они выполняют свой долг, и посягательства на их честь и достоинство должны жестко пресекаться. Недоволен качеством работы врача — пиши жалобу. Специальная комиссия разберется, кто прав, кто виноват. Но оскорблять, а тем более поднимать руку на врача недопустимо.

Хорошо, ну а как защищать? Громкими судебными процессами. Не замалчивать такие случаи, а выносить их на обсуждение общественности, писать заявления в милицию. И такие меры действенны, уверяет Дмитрий Шевцов. И вспоминает: будучи главным врачом

34-й минской поликлиники, таким образом охладил пыл нескольких пациентов. Люди вели себя безобразно: оскорбляли врачей, бросали им в лицо медицинские карточки, хватали за грудки администратора. В результате на стол участкового ложилось заявление от главврача, затем дело передавалось в суд, а буяны выплачивали штраф.

Пока врачи наших «скорых» деликатничают, предпочитая не выносить сор из избы и стойко перенося тяготы профессии. Чего не скажешь об их российских коллегах. В Мосгордуму уже поступила законодательная инициатива: бригады московской «скорой» требуют экипировать их электрошокерами и касками. А также внести поправки в Закон «О службе скорой медицинской помощи». Там проблемная ситуация должна разрешиться уже к середине декабря. А у нас?

misnilena@yandex.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter