Патовая ситуация. Почему ЕС тормозит диалог с Беларусью в рамках Евронеста?

Инициатива Евросоюза “Восточное партнерство” предполагает среди прочего парламентское сотрудничество в рамках ассамблеи Евронест. Ее учредительное собрание откладывалось не один год. В ближайшее время оно наконец состоится, но без участия делегации Беларуси. Почему принято такое решение и что за ним стоит? Ответы на эти вопросы корреспондент “НГ” искал в беседе с председателем Постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игорем КАРПЕНКО.

Инициатива Евросоюза “Восточное партнерство” предполагает среди прочего парламентское сотрудничество в рамках ассамблеи Евронест. Ее учредительное собрание откладывалось не один год. В ближайшее время оно наконец состоится, но без участия делегации Беларуси. Почему принято такое решение и что за ним стоит? Ответы на эти вопросы корреспондент “НГ” искал в беседе с председателем Постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игорем КАРПЕНКО.

— Игорь Васильевич, многие эксперты считают, что участие Беларуси в “Восточном партнерстве” в любом случае полезно для страны, однако рассчитывать на выгоду стоит лишь в долгосрочной перспективе. О каких практических дивидендах идет речь?
— “Восточное партнерство” — это инициатива Евросоюза, предполагающая углубление сотрудничества ЕС с шестью странами: Беларусью, Украиной, Арменией, Азербайджаном, Грузией и Молдовой. Какие преимущества она может создать для Беларуси? Прежде всего это либерализация визового режима стран ЕС, создание льготных условий для доступа белорусских товаров на европейский рынок, активизация сотрудничества Беларуси и ЕС в борьбе с незаконной миграцией, модернизация таможенной инфраструктуры, иные аспекты трансграничного сотрудничества. А также расширение сотрудничества финансовых институтов стран ЕС со странами-партнерами, сближение национальных правовых баз и т.д.
Откровенно говоря, у нас есть свои подходы и предложения — и в области энергетики, и в области сближения экономических связей. Но в должном объеме пока они, к сожалению, не работают.
— Почему?
— На мой взгляд, в “Восточном партнерстве” сегодня больше политики, нежели конкретики. Хотя в перспективе любой диалог и любое взаимовыгодное сотрудничество — положительный момент во внешнеэкономической деятельности.
— Вам как депутату, безусловно, ближе тема ситуации вокруг Евронеста. Изначально предполагалось, что в этой ассамблее будут заседать помимо евродепутатов по 10 парламентариев от Грузии, Украины, Армении, Азербайджана, Молдовы. И лишь в отношении нашей страны рассматривались варианты приглашения исключительно оппозиции либо представителей парламента и оппозиции. Отчего же такая двойственная позиция?
— Европарламент сразу же по отношению к Беларуси начал эдакую ограничительную политику по вопросу участия нашей страны. Подобное при создании Евронеста не предусматривалось никакими документами. Впрочем, варианты приглашения нашей так называемой оппозиции в самом деле рассматривались — к примеру, в формате “5 плюс 5” (пять парламентариев и пять оппозиционеров). Для нас это неприемлемо: во-первых, тем самым ущемляются наши национальные интересы, а во-вторых, члены Евронеста должны быть легитимны. Хотя бы для того, чтобы потом было с кого спрашивать.
Каких-либо официальных встреч по поводу участия нашей страны в Евронесте у нас не было. Более того, что самое удивительное, о многих вещах мы — парламентарии — узнаем из печати и интернета. Вот свежий пример, распечатка с одного из сайтов: заявление председателя делегации Европарламента в Евронесте Кристиана Вигенина о том, что Евронест стартует без нашей страны, но при нем “будет работать группа по Беларуси, которая попытается помочь провести более демократические парламентские выборы”. Это даже чисто по-человечески неэтично. Обычно в таких случаях официально информируют — белорусские же депутаты узнают о заявлениях господина Вигенина из интернета...
Почему это делается, известно: европарламентарии подвергают сомнению легитимность белорусского парламента. Между тем страны-партнеры, с которыми мы должны участвовать в Евронесте, поддерживают с нами двусторонние связи. И легитимность белорусского парламента у них сомнений не вызывает. Нас поддерживают парламенты стран-партнеров. Европарламент же, увы, сегодня слишком политизирован, им утрачено чувство политической реальности. И как результат — патовая ситуация: ЕС сворачивает политический диалог с Беларусью в рамках Евронеста, созданного как раз для ведения этого самого диалога.
— В подтверждение ваших слов о двустороннем сотрудничестве на ум приходит прозвучавшее в январе этого года заявление украинского депутата Леонида Кожары, что без Беларуси проект “Восточное партнерство” утрачивает свой смысл. Каков, Игорь Васильевич, ваш прогноз развития ситуации с этой инициативой?
— “Восточное партнерство” будет двигаться вперед. Может быть, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, но будет. Определенная прагматика есть, у нас имеются конкретные проекты. Но реализованы они смогут быть в том случае, если европейские политики отделят политическую шелуху, которой забито это направление, от конкретики действий — в энергетической, логистической, транспортной и иных сферах. Что же касается Евронеста — посмотрим. Думаю, свое слово еще скажут другие члены “Восточного партнерства”, наши ближайшие соседи. В этом направлении мы и работаем. В ближайшее время состоится визит в Беларусь председателя комиссии по внешней политике и европейской интеграции парламента Молдовы Игоря Кормана, с которым, помимо прочего, мы обсудим и ситуацию вокруг Евронеста.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter