Патентное право

Каждое восьмое лекарство, выпущенное концерном «Белбиофрам», содержит «ноу–хау»
Каждое восьмое лекарство, выпущенное концерном «Белбиофрам», содержит «ноу–хау»

Такая постановка вопроса, как утверждают специалисты, не то что назрела — перезрела. Это в советские времена изобретатели могли спать спокойно. А где–то «там» обогащались на заимствовании чужих идей «страны–драконы». Где–то «там» дрались за название «аспирин» крупнейшие фармацевтические гиганты «Байер» и «Упса». «Там» не жалели средств, чтобы защитить свое интеллектуальное превосходство с помощью патента — аналога того самого колышка, который забивали когда–то счастливчики над золотоносными жилами. Мол, мое — и руки прочь. На этой территории суверенная Беларусь оказалась в положении индейца, у которого вроде и есть золото, но нет никакого представления, как оно участвует в мировом товарообороте. Даже «мелочи» стали играть против нас. Потому что с точки зрения патентного права это мелочи только для желторотого новичка на рынке. Достаточно сказать, что один раскрученный отечественный препарат повторил печальную «экспортную» судьбу известной белорусской водки: производителям пришлось снять новинку с престижной международной выставки только из–за того, что ее упаковка оказалась «беззащитной». Попадают впросак даже на родине. Разработало, скажем, предприятие новое лекарство, дало ему запоминающееся название, начало испытывать — и тут выясняется, что точно такие же этикетки появились на флаконах с... шампунями. Поди докажи без регистрации торгового знака, что ты это первым придумал! Около 40 исков по поводу нарушения своей «интеллектуальной собственности» могли бы подать в суд «Белмедпрепараты». Однако судиться дорого, а письма и увещевания на «пиратов» не действуют. По словам Леонида Воронецкого, директора Национального центра интеллектуальной собственности, недооценка сложившейся на Западе практики уже больно бьет по нашему карману. Можно ли говорить о продвижении белорусских лекарств, если в центр подано всего около 100 заявок об охране торговых знаков за рубежом? Можно ли заикаться о каком–то месте в «битве титанов», если патент многим изобретателям часто нужен для чего угодно — к примеру, для «довеска» к диссертации — но не для того, чтобы защитить свою принципиально новую идею. И в результате на руках у них по–прежнему — «бумажка», а у его западного коллеги — товар с отнюдь не виртуальными дивидендами.

В общем, ситуация обидная. Тем паче что на фоне бывших республик–сестер мы смотримся очень пристойно. Сегодня белорусская фармацевтическая промышленность выпускает более 520 наименований продукции, причем каждое восьмое лекарство — оригинальное. (Для сравнения: в России и Украине собственных «ноу–хау» — не более 10 процентов.) Однако привычка обзаводиться «охранными грамотами» есть далеко не у всех заводов. Да, более 50 патентов на лекарства есть у крупных «Белмедпрепаратов», более 10 — у небольшого «Диалека». Такие предприятия стараются патентовать все что возможно. Потому что, как рассказывает руководитель патентной группы «Белмедпрепаратов» Николай Скрипник, первый вопрос, который задают западные партнеры, заинтересовавшись лекарством: «А есть ли на него патент?» Нет — нет и разговора. Нет и сотрудничества, контрактов, выхода на международный рынок. Непонимание новых реалий — одна из главных причин, почему к «охранным грамотам» у предприятий вялый интерес. Вторая причина, по мнению экспертов, в том, что защищать–то часто попросту и нечего: заводам проще тиражировать чужие идеи. Поскольку — и это третья причина — «вбить свой колышек» на фармацевтической арене — дорогое удовольствие. На Западе только пошлина обойдется не в одну тысячу долларов, в общем же счет идет на десятки, сотни тысяч! «Столбить место», чтобы просто отвадить конкурентов, чем сплошь и рядом занимаются зарубежные фармацевтические гиганты, — нашим предприятиям не под силу. Боязно патентовать и технологию — считается, это прекрасный шанс для конкурента «слямзить» идею. И все же ситуация не патовая, те, кто хочет, ищут и уже находят из нее выход. Тем более что согласно Программе социально–экономического развития до 2010 года будет освоено производство еще 200 новых лекарств, причем половину отечественных медикаментов планируется экспортировать. Так что скоро понадобится и доскональное знание правил игры, и умение «защищаться», и, вероятно, финансовая поддержка. А первая наша ласточка на большом фармацевтическом рынке вот–вот появится — это уникальный противоопухолевый препарат фотолон, который патентуется в Германии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter