миссионным центрам мировых валют удавалось жить припеваючи за счет третьего мира

Пасьянс смешался

Эмиссионным центрам мировых валют удавалось жить припеваючи за счет третьего мира
Скачки фондовых индексов, сырьевых котировок, курсовые разницы напоминают не снижение или даже кризис, а панику. Инвесторы ничего не хотят покупать, а только продавать: акции, нефть, металлы… А не выстрелила ли бомба замедленного действия: чрезмерный избыток мировых валют — долларов и евро. Тех самых, которые реально ничем не обеспечены, разве что фиктивной уверенностью инвесторов. Парадоксально, но долго ожидаемые события происходят совершенно неожиданно. Собственно говоря, эмиссионным центрам мировых валют удавалось жить припеваючи за счет третьего мира, который не только брал их деньги тоннами, но и играл по установленным в Нью-Йорке, Лондоне и Берлине правилам. Стоило Китаю объявить независимую игру, как карты смешались. Последние дни показали: причинно-следственные связи и закономерности мировой экономики, незыблемые несколько десятилетий, уже не действуют. А новых никто не знает… 



И аналитики, и инвесторы, и обыватели привыкли уже к определенным парадигмам. Китай стремительно растет, разогревая свою экономику любыми доступными средствами и обеспечивая мировой спрос на сырье. Юань стабилен. Цена на нефть зависит от спроса и запасов в США, на изменения которых четко и гибко реагирует ОПЕК, в основном в лице Саудовской Аравии, снижая объемы добычи, прислушиваясь к аналитикам с нью-йоркской и лондонской бирж, на которых, собственно говоря, и формируются сырьевые котировки. При этом доллар и евро пользуются незыблемым доверием, даже когда Европейский центральный банк и Федеральная резервная система в борьбе с кризисом заваливают свои рынки дешевыми деньгами. Как только остальная планета начинает сомневаться в прочности их мыльно-финансового пузыря, маститые эксперты и руководство ЕЦБ и ФРС начинают высказывать соображения: мол, эпоха бесплатных денег на развитых рынках заканчивается, политике количественного смягчения приходит конец, и на ближайшем заседании учетная ставка будет уж точно поднята. Инвесторы бросаются скупать доллары и евро — они же вскоре будут на подъеме. Увы, какие-то причины уже который год мешают европейскому и американскому регулятору выполнить свои обещания… 

Но власти Китая взяли и неожиданно девальвировали юань. Совершенно неожиданно, без всяких обсуждений. Тут же заявили: снижение обменного курса — разовая акция. Но потом ее повторили два раза подряд. Финансовый мир «завис». Вдруг Азия преподнесет еще сюрприз! Настроения на фондовых биржах, кроме как паническими, и не назовешь. Прилично подешевел доллар. По крайней мере, по отношению к евро, швейцарскому франку и иене. Как говорится, не в первый раз. Совершенно нелогично повели себя сырьевые рынки. Обычно при слабеющем долларе нефть дорожала, повышая спрос на «американца» и стабилизируя его положения. Но углеводородные фьючерсы упали до рекордных 44 долларов за баррель марки Brent. У нефти нынче худшие времена за последние 20 лет. Посыпались и фондовые индексы. 

А не начался ли закат эпохи доллара? Долгие десятилетия его статус мировой валюты поддерживали сырьевые рынки, расчеты на которых проводились, в основном, в американской валюте. Поэтому и спрос на нее в мире держался стабильный. Когда начинал падать, росла цена барреля. Но сегодня этот механизм не срабатывает. Углеводородов в мире сегодня столько, что можно утопиться. Запасы и производство находятся на исторических максимумах, а спрос грозит только снизится. А из экспортеров никто не хочет уступать позиции. Страны ОПЕК уже давно превысили все разумные квоты. А на подходе еще миллион лишних баррелей в сутки от освободившегося от санкций Ирана. А с дешевой нефтью планете столько долларов не нужно. Главный вопрос: куда исчезнут излишки? Не придется ли столкнуться с великой «зеленой» инфляцией мирового масштаба? В конце концов, некогда Великая депрессия тоже пришла в Штаты совершенно неожиданно, хотя ее тоже долго ждали. Тогда, в конце 20-х, улицы американских городов были усеяны акциями и облигациями, которые в считанные дни, если не часы, превратились в листки бумаги. Не постигнет ли аналогичная судьба чванливый и надежный доллар? 

Не исключено. Инвесторы и аналитики замерли от неожиданности последних событий. Психологически мировой рынок, складывается впечатление, готов к любому развитию событий. Как будут выкручиваться ФРС и американские политики из сложившейся ситуации — вопрос очень даже интересный. Очевиден же пока один факт: сторонников у экономической системы в ее современном формате практически не осталось. Каждый регион и не задумывается о поддержании существующего статус-кво, идти на уступки не собирается. Ни сырьевые государства, ни «азиатские тигры». Под силу ли США, фактически в одиночку, обеспечить стабильность своей валюты? Интуиция показывает: момент истины не за горами.

Мнения 

Александр ЛОСЕВ, генеральный директор УК «Спутник – управление капиталом»: 

— Теперь логично ожидать от Центрального банка России временного повышения ставки, чтобы остановить панику, как это было в декабре 2014 года. И, напротив, судя по росту казначейских облигаций США, котировок золота, укреплению евро и иены к доллару, есть вероятность, что ФРС США не будет повышать ставку на ближайших заседаниях. А центральные банки развитых стран, в первую очередь ЕЦБ и Банк Японии, продолжат стимулирующие меры. По всей видимости, Китай также будет вынужден прибегнуть к монетарным стимулам. Все это в целом может оказать поддержку сырьевым рынкам. Возможно, скоро мы увидим прекращение падения российского рубля и даже некоторое укрепление его к доллару до уровня 65 рублей, даже если цена на нефть продолжит еще какое-то время снижаться. Главный совет – не поддаваться панике. Волатильность российской валюты никуда не делась, и вероятность положительной коррекции вплоть до уровня 60 рублей за доллар к концу 2015 года ненулевая. 

Джим РОДЖЕРС, инвестор, председатель Beeland Interests:

— Сейчас моя самая большая инвестиционная позиция – доллар. На втором месте находится китайский юань. Но у меня есть и российские рубли. Думаю покупать больше российских рублей, но, может, попозже. Если рубль еще немного ослабнет, возможно, будет удачное время, чтобы его приобретать. Сейчас я предпочитаю доллар. Доллар – это ужасно нестабильная валюта, с ней есть огромные проблемы. Но я покупаю их, потому что люди думают, что это тихая гавань, хотя это и не так. Еще я бы покупал больше юаней, но это не так просто сделать. 

Джим РИД, аналитик Deutsche Bank:

— Мы давно чувствовали, что единственной вещью, которая удерживает мир от еще одного финансового кризиса, является экстраординарная ликвидность со стороны центральных банков вместе с общими интервенциями глобальных властей. 

Кит Джукс, аналитик Societe Generale:

— Рынки боятся дальнейших экономических проблем в Китае, дальнейшего ослабления глобальных сырьевых рынков и неопределенности по поводу реакции ФРС США и Народного банка Китая – что они будут делать и каковы будут последствия.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter