Пастбище раздора

О бедной корове замолвите слово

Письмо, пришедшее в редакцию из деревни Плиса Глубокского района, было эмоциональным. «Скудного травостоя, выделенного Плисским сельсоветом для 20 коров общественного стада, недостаточно, — возмущались хозяева буренок. — С подвозом воды возникают сложности, при 30–градусной жаре коровы страдают от жажды! Когда заострили проблему перед комиссией по работе с обращениями граждан Глубокского райисполкома, приезжавшей в Плису, нам отвели неплохое пастбище. Однако пользовались мы им ровно 10 дней, так как директор местного хозяйства «Мнюто» бесцеремонно протравил его гербицидами и распахал!»


«Неужели для коров и впрямь зеленой травы не нашлось?» — недоумевал я по пути в Плису.


— Здесь когда–то карьер был, поэтому почвы действительно не самые лучшие, — подтвердил председатель Плисского сельсовета Антон Мацкевич. — А большая часть общественного стада пасется сейчас в урочище Коротчиковы Горы. 5 гектаров под пастбище выделено там еще в начале лета, только почему–то в своей жалобе жители Плисы об этом не упомянули.


Когда мы приехали в урочище, 13 пеструх мирно жевали травку в «рамке» электропастуха. Выглядели при этом они вполне сытыми и мирными.


— Это пастбище неплохое, но оно далеко от дома. Тяжело гонять сюда скотину, — объяснила пенсионерка Нина Конон, приглядывавшая за стадом.


— Чтобы отвести своих двух коров на Коротчиковы Горы, я полчаса на дорогу в одну сторону потратил, — подтвердил Михаил Сабуров из Плисского участка ЖКХ. — А ведь еще на работу нужно успеть, потом подоить их в обед и привести вечером домой! Устал я. Продам, наверное, буренок.


— В хозяйстве есть хороший луг. Чтобы попасть на него, нам только шоссе Полоцк — Вильнюс перейти нужно. Почему бы не отдать его под общественное пастбище? — предлагает одна из инициаторов письма в «СБ» Анна Лукашевич, работающая в сберкассе.


У директора сельскохозяйственного производственного филиала «Мнюто» Глубокского молочноконсервного комбината Ярослава Синковца своего дойного стада 600 голов. Новая ферма строится. Ему ли не знать всех нюансов обращения с буренками?


— Когда меня попросили пустить общественное стадо на колхозный луг, который готовили под озимые, я просьбу выполнил, — объясняет он. — Но сразу предупредил, что это — временная мера. Зачем теперь удивляться, что он распахан? А за шоссе скотину гонять нельзя потому, что там травы первого года пользования. Понимаю, что туда кому–то ближе, но по технологии это запрещено. В этом году я не всегда мог подвезти воду. Но если пастухи звонили, старался помочь. По калькуляции, на обустройство общественных пастбищ, которые на самом деле не 4,7 гектара занимают, как написано в жалобе, а почти 13, ежегодно трачу более полумиллиона рублей. С людей за это ни копейки не беру, хотя из моих работников в Плисе корову держит лишь один человек.


В Глубокском райсельхозпроде рассказали, что о конфликте в Плисе знают. Уже несколько раз выезжали туда и вопрос с подвозом воды решили. Доставлять ее на пастбище должен не только СПФ «Мнюто», но и местные СПМК–33 и ЖКХ, работники которых тоже держат коров. Не исключено, что со временем пустят общественное стадо и на луг, который находится за шоссе. Вот только не факт, что после этого не появятся недовольные на другом конце большой деревни, где сегодня живут 560 человек.


Компетентный комментарий


Виктор Шебалов, начальник отдела по племделу и личным подсобным хозяйствам граждан Витебского облсельхозпрода:


— Содержать корову, а то и двух — огромный труд! Таких хозяев мы поддерживаем: выделяем сенокосы, подвозим воду на пастбища, которые подкармливаем. В некоторых районах хозяйства бесплатно выделяют сено и электропастухи. Однако население стареет, экономической необходимости держать живность у многих нет. Поэтому количество подсобных хозяйств сокращается. Бывает, возникают вопросы по сбору молока, по обмолоту зерна. Недовольные жалуются, звонят на «горячую линию». Как правило, это рабочие моменты, которые мы в силах разрешить.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter