С 1 апреля общественный транспорт переходит на новую оплату проезда

Пассажиры могут попрощаться с бумажными проездными

С 1 апреля общественный транспорт в Минске полностью отказывается от привычных проездных...

С 1 апреля общественный транспорт в Минске полностью отказывается от привычных проездных, переходя на новую систему оплаты проезда — бесконтактные смарт–карты (БСК). Тестирование системы началось с метро еще в январе, через месяц «подключились» трамваи, теперь новация распространится повсеместно, в том числе и на экспресс–маршруты. Пока приобрести электронный проездной можно только в специализированных киосках филиала «Агентство Минсктранс» и кассах метрополитена, однако, обещает заместитель генерального директора КТУП «Минсктранс» Андрей Паплевка, в скором времени в метро появятся специальные терминалы для самообслуживания. Чтобы снять все другие возникающие у пассажиров вопросы, ответим сегодня на главные из них.


Как пользоваться?


Несмотря на то что, приобретая БСК, вы полностью оплачиваете стоимость проездного билета, право проезда обязательно нужно подтвердить, приложив карту к валидатору каждый раз, когда входите в транспорт. Кстати, ее не обязательно доставать из кошелька — БСК сработает на расстоянии до 5 см. Приборы установлены на поручнях по обе стороны от входных дверей, только у передней валидатор один. Когда карта подносится, на устройстве загорается зеленая галочка и раздается звуковой сигнал, а экран показывает слово «Оплачено». Пренебрегли этой секундной операцией — готовьтесь к штрафу. К слову, с 1 апреля пойманные «зайцы» должны будут заплатить 75 тысяч рублей. И еще один момент: за карту придется отдать залоговую стоимость в размере 12 тысяч рублей.


Что будет с талончиками?


Они остаются в обращении, только теперь вместо механических компостеров везде установлены электронные, куда более удобные. Достаточно вставить квиток в специальное отверстие — и мгновение спустя на нем отпечатаются время, дата и информация о маршруте. Купить талончики можно там же, где и прежде. А вот кондукторы через несколько месяцев из салонов исчезнут — на маршрутах будут работать только ревизоры. В метро же, как и раньше, можно зайти по жетону. Кроме того, проездной только на метро (один вид) пока останется на прежней пластиковой карте. БСК не подходят к пропускной системе в «подземке», поэтому сверху на турникеты сейчас тоже устанавливают валидаторы. Однако они появятся не на каждом турникете: от двух до шести устройств в зависимости от пассажиропотока на станции.


Как обращаться с картой?


БСК нужно беречь от высокой температуры и сильных магнитных полей. Насчет мобильных телефонов переживать не стоит, они никак не испортят карту. А вот поломаться она может, поэтому специалисты не рекомендуют носить ее, например, в заднем кармане брюк. Стоимость испорченного проездного не возмещается.


Как продлевать проездной?


Смарт–карту не нужно выбрасывать или обменивать на другую. Вы просто пополняете ее баланс. При этом на одну БСК можно записать не только проездной на декаду, 15 дней или месяц (число поездок не ограничено) на один, несколько или все виды транспорта сразу, но и на отдельные поездки — от 5 до 60. Единственное, что следует учитывать, — их нужно использовать в течение двух месяцев после покупки, иначе оплата «сгорит». Скажем, вы можете купить месячный проездной на трамвай и метро и вдобавок записать на БСК 10 отдельных поездок в автобусе и троллейбусе. Кстати, чем больше поездок вы оплачиваете, тем это выгоднее. Так, за 60 поездок заплатите всего 153 тысячи рублей.


Удобство еще и в том, что можно купить проездной на следующий месяц заранее: кассир запишет его на действующую БСК отдельной дорожкой — и он начнет работать, только когда закончится срок действия предыдущего. Не волнуйтесь, что данные каким–то образом будут перепутаны. При покупке любого тарифного плана вместе с картой выдается чек, на котором написано, на какой срок и вид транспорта вы приобрели проездной. Чек сохранять не обязательно, однако все же лучше не торопиться его выкидывать.


Как будут проверять?


Войдя в транспорт, контролеры блокируют всю систему: электронный компостер не будет отмечать талончики, а валидаторы откажут в считывании БСК. Так что безбилетникам придется туго: пробить квиток перед носом ревизора не получится. При этом у проверяющих с собой будет специальный терминал, к которому прикладывается карта. Он и определит, оплачен ли проезд. Опасения, что техника может дать сбой и ввести в заблуждение, излишни. Каждая карта имеет уникальный номер, и вся информация об операциях с ней поступает в процессинговый центр филиала «Агентство Минсктранс», куда и можно обратиться за правдой в любой спорной ситуации. Пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд, в перспективе получат именные бесконтактные карты с информацией о льготах, пока же при проверке они должны предъявить только свое удостоверение или справку.


Кстати


На февраль для трамваев было заготовлено около 6 тысяч БСК — с запасом, ведь обычно бумажных проездных на этот вид транспорта приобретали не более 4,5 тысячи. Однако продано было только 3,5 тысячи электронных проездных. Видимо, некоторые с опаской относятся к новшествам и предпочли запастись талончиками. Как бы то ни было, первую пробу посчитали довольно успешной, и к началу апреля будет выпущено 600 тысяч БСК.


К сведению


Авиакомпания «Белавиа» впервые разработала специальный абонемент «Скайпасс Белавиа», которым можно будет воспользоваться на маршруте Минск — Москва.


Приобрести его можно было уже со вчерашнего дня. Выбрать класс — бизнес или экономический, количество перелетов туда и обратно — от двух до восьми — и обозначить срок действия — 14 дней, месяц или три. Именно из этих факторов и сформируется итоговая стоимость.


— Первый полет пассажир бронирует на конкретную дату и рейс. Последующие можно забронировать на любой удобный рейс и дату не позднее чем за 2 часа до вылета при наличии свободных мест в соответствующем классе, — уточнили в «Белавиа».


К слову, специалисты авиакомпании уже подумывают о расширении географии подобного проездного. Среди приоритетных направлений — Калининград и Санкт–Петербург. В дальнейшем планируется распространить действие абонемента на рейсы с высокой частотой выполнения полетов.


Советская Белоруссия №60 (24443). Вторник, 1 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter