Пассат и его дама
13.07.2011
Темно–гнедой красавец Пассат гордой поступью подходит к двери денника. Сквозь прутья пристально разглядывает чужака.
— Не бойтесь, он не кусается. Хотя и с характером, — улыбается Елена, приоткрывая дверь. — Даже своих девчат, которые пришли ему гриву расчесать, выпроводить может. Уши прижмет, головой упрется и вытолкает потихоньку за порог.
Лошадей я не боялась никогда. Потому в гости к Пассату зашла без опаски. Гнедой великан, милостиво позволив погладить себя по бархатистой морде, тут же принялся обшаривать мои карманы и сумочку. Стало неловко: угощения–то я с собой не прихватила.
— Ревизию сумочек и карманов он проводить любит, — смеется Телепушкина. — Знает, что у меня всегда для него есть лакомство: сахар, яблоко или морковка. Я его балую. Таков уж Пассат: ты к нему с лаской, с лакомством — и он шелковый будет.
С Пассатом Елена неразлучна с его рождения. В секции конного спорта, что в деревне Николаевка под Могилевом, он появился тонконогим жеребенком. Телепушкина его растила, имя ему выбрала. Пассат — обрусевший «немец». В нем течет кровь знаменитой тракенинской породы — этих лошадей издавна выводили в Германии специально для верховой езды — и орловского рысака: его мама — рысачка–полукровка.
— Наверное, от смешения пород он такой своенравный, — рассуждает Елена. — Чистый холерик: возбудимый, впечатлительный и любопытный. Несколько лет назад в Гомеле на международных соревнованиях по конкуру загляделся на человека, вывешивавшего флаг. Остальные кони уже стартовали, а он, задрав голову, несколько минут разглядывал знамя.
— В прошлом году в Ратомке, на этапе Кубка мира, вы были четвертыми. Расстроились так, расплакались даже. Пассат на соревнованиях тоже с эмоциями совладать не смог? — предположила я, видя, как нервно реагирует гнедой красавец на вспышки моей фотокамеры.
— Соревнования по троеборью проходили 3 дня. Первые два мы были в лидерах и в манежной езде, и в полевых испытаниях. А на третий, в конкуре, допустили много ошибок. Когда пришло время преодолевать препятствия, над полем откуда ни возьмись полетели вертолеты. Прыгал Пассат, уставившись в небо, потому и неаккуратно. На Олимпиаде в 2008 году вообще отличился. На стадионе разместили огромный — 10 на 10 метров — жидко-кристаллический экран, шла прямая трансляция. Пассата эти мелькающие по телевизору картинки так раздражали, что он вообще хотел сам себя дисквалифицировать. Вместо того чтобы поприветствовать судей, развернулся и пошел с поля. Потом всю программу работал с оглядкой на этот злосчастный экран.
— В Москве было 140 участников. Первое место — весомое достижение. Что дальше — подготовка к Олимпиаде 2012 года в Лондоне?
— Надо еще заработать квалификационные баллы для участия в Олимпиаде. На очереди — пять соревнований уровня «три звезды». И три претендента на поездку в Англию от Беларуси: кроме меня, минчанин Вячеслав Пойто и гомельчанин Александр Фоминов. С одной стороны, у них шансы выше. Набирать баллы можно на любой лошади, а у этих наездников их несколько. У меня же — один Пассат. Лошади тяжело справиться с такой нагрузкой, постоянно жить в напряженном ритме. С другой стороны, Пассат — самый подготовленный из лошадей национальной сборной. У Фоминова кони слишком молодые. Арбат, на котором выступает Пойто, староват, ему около 16 лет.
— Соревнования в Лондоне будут серьезными, очень уж сильные конкуренты. У Пассата развит дух соперничества?
Подхватить простуду Пассат и дома может. Жить ему приходится в условиях, далеких от идеала. Конюшни в деревне Николаевка, построенные в конце 60–х годов, — мрачные, неуютные. Их давно собирались признать аварийными, снести. В конце прошлого года сюда даже специальная комиссия по этому поводу приезжала.
— Зимой лошадям холодно и размяться негде, вот и переселяемся в крытый конный манеж, — вздыхает Телепушкина. — Но там нет условий для полевых испытаний. Потому конная секция в Николаевке нужна позарез. Здесь ведь 25 лошадей. Не только профессионалы тренируются, детишки из Могилева приезжают. Обращались в облисполком с просьбой решить проблему. Пообещали: взамен старых конюшен построят новые, теплые и уютные, обнесут забором тренировочное поле. Но кризис планы подкорректировал. Беда не только с конюшнями, но и с транспортом. На соревнования высокого уровня — в Москву, например, добираемся транспортом национальной сборной. Но если надо ехать в Минск, вынуждены решать проблему сами. Катаем коней на древнем грузовике. И каждый раз переживаем: доедут ли? В дороге грузовик постоянно ломается. Однажды пол в одном месте рухнул. Хорошо, лошадь ноги не сломала, иначе пришлось бы усыпить...
Фото автора.