Пасхальные сюрпризы

В Гродненском музее религии открылась выставка пасхальных яиц

В Гродненском государственном музее истории религии открылась выставка пасхальных яиц

В начале прошлого века в Гродно жила семья с двумя детьми, которая давала приют странникам. Жили они с верой в душе и мужественно несли свое горе: их дочь от рождения была незрячей, а сын глухим.

Как-то остановились в этом доме монахини из Санкт-Петербурга и посоветовали родителям написать письмо Иоанну Кронштадскому. Пообещали доставить послание адресату.

Прошло некоторое время, и случилось счастье: девочка прозрела, а мальчик обрел слух. Спустя многие годы эту историю поведала во Владимирской церкви гродненка Нина Козловская. Она и была той самой девочкой. Ее рассказ записали, а пасхальное фарфоровое яйцо с изображением святого Иоанна Кронштадского из коллекции настоятельницы Гродненского Свято-Рождества-Богородичного ставропигиального монастыря игуменьи Гавриилы стало украшением выставки, открывшейся в предпраздничные дни в Гродненском государственном музее истории религии.

— Изначально традиция красить к Пасхе яйца пришла из древности, — рассказывает старший научный сотрудник музея Алина Хомко. — Легенда гласит, что впервые яйцо покраснело в руках у Марии Магдалины. Она пришла с ним к императору Тиберию, которому принесла весть о воскресении Христа. Однако Тиберий не поверил женщине и воскликнул: «Это не может быть правдой, как и то, что белое яйцо у тебя в руках не может стать красным!» После этих слов яйцо на глазах у изумленных свидетелей покраснело. Первым же свидетельством традиции дарить яйца на Пасху является документ XVI века, сообщение о том, что резное деревянное яйцо было преподнесено королю Франции Франциску I.

 Всего на выставке представлено 350 яиц из фондов музея и собрания матушки Гавриилы. Самое старое из них, с изображением Иоанна Богослова, датируется XVIII веком. Оно из фарфора, который считался в ту пору идеальным материалом для изготовления сувенирных яиц: такой же белый и хрупкий. И большинство таких яиц украшались каноническим орнаментом, с ликами святых или силуэтами церквей и монастырей. Чуть позже к этим рисункам прибавился растительный орнамент, такие яйца назывались обычными.

Есть здесь яйца западноевропейские: в отличие от России, здесь уже в XIX столетии подход к их созданию был более свободный. Создавались яйца-вазочки, шкатулки, подвески, которые ежегодно дарились девочкам и собирались в коллекцию.

Отдельную витрину занимают яйца «по мотивам Фаберже». Известный ювелир воплотил идею создания яиц с сюрпризами. Створки их раскрываются, и глазам являются прекрасные миниатюрные храмы, букеты цветов и даже маленькие нежные цыплята… Эти яйца одинаково великолепны снаружи и изнутри: изделия Фаберже отличались высочайшим качеством, и этой традиции придерживались его последователи.

А вообще, едва ли главное, чем удивляет выставка, — это разнообразие материалов, из которых изготавливаются сувенирные пасхальные яйца. Большая коллекция российских и белорусских деревянных яиц соседствует с яйцами, расписанными гжелью (в этой технике используется до тридцати оттенков синего цвета). Стеклянные яйца (одно из них даже в лазерной обработке) — с каменным, привезенным с полуострова Синай, и металлическим, из Иерусалима. Есть хрустальные яйца из Богемии, покрытые эмалями, украшенные бисером...

Но особое место на выставке и в коллекции занимают натуральные куриные и утиные яйца, созданные местными мастерицами несколько десятков лет назад. Содержимое их извлечено шприцем, а cкорлупа украшена замысловатыми узорами.

— На белорусских землях не принято было раскрашивать яйца слишком ярко и пестро, — рассказывает Алина Хомко. — В основном использовались натуральные красители: луковая шелуха (она дает желто-рыжие цвета) и кора дуба (практически черные). Красили их двумя способами. При первом вначале наносились узоры воском, а затем яйца варились в красителе. Потом воск убирался, и рисунок оставался непрокрашенным. Такие яйца назывались писанками. При втором яйцо вначале окрашивалось, а уже после этого узоры процарапывались иглой. Это драпанки. К сожалению, даже бережно хранимые яйца — хрупкий материал, поэтому очень старых натуральных яиц в коллекции, увы, нет. Но гродненские мастерицы сохранили искусство украшения пасхальных яиц, и в день открытия выставки продемонстрировали гостям мастер-класс, итогом которого стали новые экспонаты музея.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter