Белорусско-кыргызское взаимодействие заметно активизировалось — Сивак

Партнерство с плюсом

Совместными усилиями двум странам удалось воплотить в жизнь ряд договоренностей и идей, а впереди еще немало возможностей для взаимовыгодного взаимодействия. Такое мнение высказал заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак во время заседания межправительственной белорусско-кыргызской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. На мероприятии участники обсудили перспективные направления по реализации проектов в разных секторах экономики.

У белорусско-кыргызского взаимодействия большой потенциал.

— Белорусско-кыргызское взаимодействие заметно активизировалось. Мы закончили 2022 год с хорошими показателями взаимной торговли. Товарооборот превысил 160 миллионов долларов и увеличился по сравнению с 2021-м на 65 процентов. В 2023 году положительная динамика во взаимной торговле сохраняется в том числе за счет существенного роста поставок из Кыргызстана. За первое полугодие мы прибавили 19 миллионов долларов и рассчитываем сохранить заданный темп.

Также Анатолий Сивак отметил, что совместными усилиями удалось воплотить в жизнь ряд договоренностей и идей, которые были предметом обсуждения на предыдущем заседании межправкомиссии и во время белорусско-кыргызского бизнес-форума. В качестве положительного примера он привел организацию совместного выпуска лифтового оборудования ОАО «Могилевлифтмаш» на площадке кыргызского завода. Степень локализации производства менее чем за год достигла 25 процентов. Производственный план на 2023-й составляет 100 лифтов и выполняется по графику. 

— Считаю, что это хороший показатель, свидетельствующий о наличии потенциала развития кооперационных проектов в Кыргызстане. Кроме того, налажены контакты по вопросу локализации производства грузовых вагонов на площадях Кыргызских железных дорог. Однако здесь наши предприятия только в начале пути. Надеемся, что их опыт взаимодействия тоже будет результативным.


Кроме того, вице-премьер обратил внимание, что обоюдная заинтересованность в либерализации международных грузоперевозок позволила подписать изменения в межправительственное белорусско-кыргызское соглашение о международном автомобильном сообщении. Эти изменения предусматривают переход на безразрешительную основу выполнения перевозчиками обоих государств международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них. Теперь все виды международных автоперевозок грузов и нерегулярные перевозки пассажиров между Беларусью и Кыргызстаном будут выполняться без разрешений.

Заместитель Премьер-министра подчеркнул, что было подписано базовое соглашение, которое предусматривает открытие Банком развития кредитной линии кыргызскому банку для финансирования белорусских поставок в Кыргызстан. Он призвал использовать эту возможность для наращивания взаимного товарооборота.

В июне 2023-го впервые в Кыргызстане прошли дни культуры Беларуси.


— Это стало заметным событием в культурной жизни кыргызской столицы и хорошим подарком к 30-летию дипломатических отношений между нашими государствами. Ожидаем, что в следующем году кыргызские мастера искусств порадуют своим творчеством минчан.

Кроме того, по словам Анатолия Сивака, между Беларусью и Кыргызстаном активизировались межведомственные и деловые контакты. Так, в текущем году белорусская делегация во главе с министром спорта и туризма посетила Кыргызстан, а в Минск приезжала кыргызская делегация министерства транспорта и коммуникаций. Минским отделением Белорусской торгово-промышленной палаты была организована бизнес-миссия белорусских деловых кругов в Бишкек.

— Увеличилось количество белорусских компаний, участвующих в выставочно-ярмарочных мероприятиях в Кыргызстане. Возросла и активность кыргызского бизнеса в Беларуси. Это заметно не только по наращиванию объема и расширению линейки поставляемых товаров, но и по количеству посещений Беларуси. По данным Государственного пограничного комитета, количество прибытий из Кыргызстана в Беларусь за январь — май превысило 9 тысяч человек. Это почти столько же, сколько за весь допандемийный 2019 год.


С учетом увеличения количества взаимных поездок актуальность приобретает вопрос возобновления прямого авиасообщения между Минском и Бишкеком. 

— Это наш неиспользуемый до настоящего времени потенциал для наращивания объемов оказания различных услуг, в том числе медицинских и образовательных. Регулярное авиасообщение между нашими странами также в определенной степени могло бы решить вопрос поставок ранней плодоовощной продукции, в которой заинтересованы белорусские торговые сети и нуждается белорусская пищевая отрасль. На сегодня срок доставки грузов из Кыргызстана в Беларусь автотранспортом составляет минимум пять дней, что при небольших сроках хранения свежей продукции из Кыргызстана делает такие поставки экономически нецелесообразными. Есть над чем подумать как транспортникам, так и экспортерам сельскохозяйственной продукции.

Имеются и другие перспективные направления двустороннего сотрудничества. Среди них Анатолий Сивак назвал переработку твердых бытовых отходов, участие белорусских предприятий в строительстве железнодорожной инфраструктуры в Кыргызстане, разработку градостроительной документации. При этом он отметил, что не должны остаться без обсуждения и традиционные сферы взаимодействия — поставки белорусской техники, сельское хозяйство, здравоохранение, туризм.



В свою очередь заместитель председателя Кабинета министров Кыргызстана Бакыт Торобаев рассказал о совместных производствах, которые могли бы создать Беларусь и Кыргызстан. Он отметил, что большой потенциал для сотрудничества имеется в сфере промышленности: 

— Руководство наших стран неоднократно отмечало необходимость создания условий для развития промышленной кооперации и реализации новых инфраструктурных проектов. Кыргызстан может предложить все необходимые условия для создания совместных кооперационных промышленных предприятий. Здесь сосредоточено более 100 сырьевых продуктов, что позволяет открыть предприятия с высоким уровнем локализации производимой продукции. В основном в стране сосредоточены титан, золото, медь, сурьма, олово и другие полезные ископаемые. Есть запасы вольфрама и кремния, урана, топливно-энергетического сырья, имеются перспективы организации добычи железа.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter