По мере приближения саммита «Восточного партнерства» в Риге в третьей декаде мая 2015 года все больше внимания привлекают к себе контакты европейских чиновников со странами постсоветского пространства

Партнерство для сотрудничества

И на первом месте среди таких стран – Беларусь.

В середине апреля Президент Беларуси принимал комиссара Еврокомиссии по европейской политике соседства и переговорам о расширении Европейского союза Йоханнеса Хана. Встреча, примечательная сама по себе, была отмечена рядом громких заявлений, смысл которых сводился к одному: пришло время пересмотреть белорусско-европейские отношения и нормализовать их.
Однако речь Александра Лукашенко на упомянутой встрече содержала ряд вполне четких акцентов, отражающих специфику подхода Минска к выстраиванию белорусско-европейских отношений.



Во-первых, Президент заявил о желательности переформатирования этих отношений «с обычной политики (наверное, этот этап уже пройден, он был, может быть, и необходим) к более тесному конкретному сотрудничеству, основанному на решении экономических проблем». То есть предложил идти не по пути политизированных деклараций и решений, которые фактически разрушили Украину и создали острый кризис в центре Европы, а по пути прагматичного сотрудничества в практических сферах.

Во-вторых, Александр Лукашенко призвал «развивать партнерство не против кого бы то ни было, а за сотрудничество», то есть отказаться от противопоставления различных векторов интеграции и сотрудничества друг другу.

В-третьих, Президент акцентировал внимание на необходимости для Евросоюза выстраивать нормальные отношения с Евразийским экономическим союзом. «Если кто-то в Европе считает, что ЕАЭС можно не замечать, это неправильно», – сказал Александр Лукашенко. И добавил: «Думаю, что Европейскому союзу надо было бы знать об основных тенденциях, которые происходят в Евразийском экономическом союзе, а возможно, и выстраивать уже сегодня отношения с этим глобальным рынком». Кстати, к тому же призвал Евросоюз и глава внешнеполитического ведомства Беларуси Владимир Макей, выступая на встрече министров стран – участниц инициативы «Восточное партнерство», посвященной подготовке Рижского саммита 20 апреля в Люксембурге.
Эти три пункта в совокупности и составляют доктрину «интеграции интеграций», выдвинутую белорусским Президентом еще 17 октября 2011 года в статье в газете «Известия».

Данная доктрина, как показало время, важна не только как политическая формула, ориентирующая государства Евразии на поиск взаимоприемлемых решений, компромиссов и учет интересов друг друга. Ситуация, которая сложилась к началу 2015 года, делает сценарий «интеграции интеграций» крайне актуальным не только для взаимодействия двух интеграционных образований в Евразии, но и для внутреннего развития каждого из них. 

Европейский союз, сталкивающийся с серьезными экономическими трудностями и вступивший в абсурдную конфронтацию с Россией, очевидно, давно исчерпал потенциал экстенсивного роста и нуждается в новой геоэкономической парадигме для сохранения своей экономической состоятельности. Программа «количественного смягчения», запущенная ЕЦБ, пока не приносит необходимых результатов, а украинский и греческий кризисы ставят под вопрос саму целостность ЕС.

Евразийский экономический союз, сформировавшийся изначально как альянс сырьевых держав с участием индустриальной Беларуси, также столкнулся с целым рядом вызовов. Это сохранение изъятий и торговых барьеров, проведение различной внешнеторговой политики его участниками, частичная утрата доверия партнеров друг к другу. Очевидно, что без смены модели экономического развития и запуска новой индустриализации в рамках ЕАЭС состоятельность этого перспективного интеграционного образования также будет под вопросом.

Предлагаемая Беларусью повестка интеграции интеграций – сближения и сотрудничества двух интеграционных блоков вокруг конкретных промышленных и инфраструктурных проектов – является ответом на эти внутренние вызовы двух интеграционных образований. И она также позволяет выстроить взаимодействие ЕС и ЕАЭС на неконфронтационной основе.

Сегодня европейцы не вполне понимают суть и необходимость подобной политики. Так же, как в 2013 году они не понимали значения интеграционных процессов на постсоветском пространстве для внешней политики ЕС и сути противоречий вокруг Украины. Возможно, теперь, после украинского урока, активная позиция Беларуси подтолкнет их к более детальному учету существующих реалий?
Москва, очевидно, на такой исход не надеется. 24 апреля официальный представитель МИД России Александр Лукашевич анонсировал «жесткую и принципиальную» реакцию России на саммит «Восточного партнерства», заявив, что «смысл «партнерства» определенно имеет ярко выраженную антироссийскую направленность».

Однако реальность состоит в том, что кроме активной позиции Беларуси на саммите в Риге нет никаких факторов, способных снизить градус антироссийской риторики и политики в Европе. Беларусь должна и будет продвигать дело мира, сотрудничества и созидания – на саммите в Риге и на всех других площадках. И такой подход полностью отвечает интересам евразийской интеграции, развития ЕАЭС и самой России. От эскалации напряженности в регионе проиграли бы все.

Юрий ЦАРИК, председатель Наблюдательного совета Центра стратегических и внешнеполитических исследований

Минск

КСТАТИ

О работе Европейского союза с нашими партнерами эксперты рассказали на пресс-конференции «Политика Евросоюза в-отношении стран постсоветского пространства в-контексте евразийской интеграции».

Беларусь – крепкий орешек, поэтому, видимо, и «аутсайдер взаимодействия с ЕС», считает замдиректора Центра проблем ближнего зарубежья Оксана Петровская. Евросоюз так и не подписал с Беларусью соглашение о сотрудничестве, о котором говорили еще в 1990-х годах, и инвестиций и кредитов от ЕС она получает меньше в 10 раз по сравнению с Украиной. 

Нет у ЕС и стратегии работы с республикой, «поэтому все, что происходит, носит реактивный характер и отвечает изменению в текущей ситуации». 

В белорусской оппозиции Европейский союз разочаровался и  повернулся в сторону руководства, которое, по мнению Оксаны Петровской, «проявляет активность и желание сотрудничать с ЕС». Об этом говорят последние минские саммиты и европейские десанты дипломатов и еврочиновников, зачастивших в Минск.

Сотрудничество проходит в рамках программы «Восточное партнерство». Хотя Беларусь и здесь дискриминирована – между ней и ЕС нет межпарламентского сотрудничества: европейцы не признают легитимным белорусский Парламент, на саммитах отсутствует представительство на высшем уровне. 

Основные проблемы Беларуси с ЕС, по мнению эксперта, лежат в политической плоскости. ЕС ввел против белорусских чиновников даже более серьезные санкции, чем против российских. Европейцев не устраивает якобы отсутствие свободы выборов. Тем не менее у европейской политики есть цель – найти точки взаимодействия с руководством Беларуси и оттянуть ее от России, чтобы помешать евразийской интеграции на постсоветском пространстве. 

– Несмотря на вхождение Армении в ЕАЭС, Евросоюз не оставляет надежд удержать ее в своем геополитическом, социально-культурном и ментальном пространстве, – считает начальник сектора Кавказских исследований Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований (РИСИ) Артур Атаев. – Летом 2013 года был подписан «Меморандум о взаимопонимании и создании единого механизма поддержки». Согласно этому документу, с 2014 по 2017 год Армения получит 140–170 млн евро на поддержку позиции ЕС в Армении. 

В Центральной Азии, по информации начальника сектора Центральноазиатских исследований Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ Дмитрия Александрова, самый большой интерес ЕС проявляет к Казахстану, богатому углеводородным сырьем и другими полезными ископаемыми, и к углеводородному сырью Туркменистана. 

В Центральной Азии ЕС интересует сфера энергетики, пояснил  старший научный сотрудник Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ Иван Ипполитов. Задача – компенсировать нехватку энергоносителей в ЕС. Европейские концерны присутствуют в сфере геологоразведки и нефтедобычи самых интересных стран региона, в первую очередь Казахстана, однако в новые технологии вкладывать не стремятся. Доля европейских компаний в добыче его нефти – около 8 процентов. Казахстан как источник наиболее транспортабельной нефти для ЕС наиболее интересен. Его торговый оборот с ЕС в 10 раз превышает объем торговли с другими странами региона. За 2013 год он составил 53 млрд долларов. 

Наталья ДОЛГУШИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter