Партнерство без подтекста

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей принял участие во встрече глав внешнеполитических ведомств государств – участников инициативы «Восточное партнерство» в Брюсселе.

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей принял участие во встрече глав внешнеполитических ведомств государств – участников инициативы «Восточное партнерство» в Брюсселе.

 Владимир МАКЕЙ:

“Дальнейшее продвижение “Восточного партнерства” не должно привести к созданию новых разделительных линий как внутри инициативы, так и вне ее. Эта инициатива не должна вызывать  озабоченность со стороны других государств. Она должна способствовать укреплению стабильности и устойчивого развития во всем регионе”.

Приглашение главе белорусского внешнеполитического ведомства пришло от высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле.

Некоторые аналитики уже заговорили о том, что есть потенциальные угрозы со стороны «Восточного партнерства» Союзному государству и Евразийскому союзу. «СВ» решило выяснить, насколько такие утверждения близки к реальности, у известного белорусского политолога, директора Центра по проблемам европейской интеграции Юрия ШЕВЦОВА.

– По итогам поездки в Брюссель Владимир Макей подчеркнул, что «это была обычная рутинная встреча министров иностранных дел, такие встречи проводятся ежегодно, и белорусская сторона принимала участие и в прошлом году». Однако некоторые СМИ подавали присутствие Беларуси как сенсацию.

– ЕС придает большое политическое и дипломатическое значение проекту «Восточное партнерство» вообще и предстоящему в ноябре его Вильнюсскому саммиту в частности. А именно обсуждение программы саммита было главной темой на встрече в Брюсселе. Но уже сегодня звучат заявления о том, что мероприятие в Вильнюсе будет олицетворять собой начало нового этапа в сфере европейской интеграции, сопоставимого с созданием Евразийского экономического союза. Вряд ли это получится на деле, но внимание к «Восточному партнерству» демонстрируется как к очень масштабному проекту, целому противовесу евразийским интеграционным процессам. В этом смысле для Беларуси участие в проекте, который рассматривается так масштабно в Брюсселе, несомненно, является парадоксальным дипломатическим успехом. Впервые Беларусь может содействовать или препятствовать политике Брюсселя  на столь масштабном уровне.

– Минск заявил о намерении активно участвовать в подготовке Вильнюсского саммита. Но при этом вновь подчеркнул, что отношение ко всем странам «Восточного партнерства» должно осуществляться на равноправной недискриминационной основе. Не станет ли это снова камнем преткновения в Вильнюсе?

– Беларусь для ЕС, и в частности для Литвы, представляет определенный интерес. Как мост для бесперебойного транзита углеводородов и грузов, как серьезное препятствие трансграничной преступности, международной наркоторговле, каналам нелегальной миграции. Однако ряд предложений по этим и другим направлениям не получают должной реакции в Европе. И главная проблема заключается не в претензиях или условиях, которые ЕС предъявляет к Беларуси. Проблема заключается в том, что ряд западных политиков и еврочиновников попросту не воспринимают Беларусь в том виде, в котором она реально существует. Они не могут смириться не с какими-либо конкретными шагами белорусской государственной модели, а с самой белорусской моделью государства, общества и экономики в принципе. Поэтому «подводных камней» и на вильнюсской встрече исключать нельзя.

– В то же время любое потепление отношений Беларуси с Западом некоторые аналитики склонны воспринимать как своего рода вызов интеграционным процессам, проистекающим в рамках Союзного государства…

– Так могут рассуждать лишь те, кто вообще не вдумывается в белорусскую внешнюю политику, а руководствуется некими собственными фобиями, фрустрациями или же какими-то своими интересами. Потому что абсолютно ясно видна согласованность белорусской внешней политики с российской. Перед недавним визитом Президента Александра Лукашенко в КНР министры иностранных дел Беларуси и России встретились в Москве и согласовали программу внешнеполитических действий обеих стран на предстоящий двухлетний период, которую планируется принять на совместном заседании коллегий МИД Беларуси и России в ноябре этого года. При этом в ходе переговоров Владимира Макея и Сергея Лаврова обсуждались и перспективы взаимодействия в Союзном государстве, речь шла о реальных подходах к обеспечению равных прав наших граждан, и было четко сказано: Союзное государство имеет реальные перспективы, значение этого интеграционного образования не снижается.

– По мнению Владимира Макея, сама жизнь заставит Евросоюз пойти  на более тесное сотрудничество с Беларусью. Как оно будет соотноситься с интеграционными процессами на постсоветском пространстве, с будущим Евразийским экономическим союзом? Не возникнет ли ситуация, когда официальный Минск будет поставлен перед жестким выбором: или – или?

– Такой вопрос поставлен не будет: Беларусь уже состоит и в Таможенном союзе, и в Союзном государстве. То есть геополитический выбор Беларусью как государством сделан давно. Поэтому и сегодня, и в будущем все что возможно – лишь дополнить существующие интеграционные проекты. Но никак не заменить их и тем более не противопоставлять. Что находит отражение и в позиции Беларуси, озвученной в Брюсселе: четко закрепить в заключительных документах Вильнюсского саммита идею о том, что дальнейшее продвижение «Восточного партнерства» не должно привести к созданию новых разделительных линий как внутри инициативы, так и вне ее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter