Партизанское знамя

Летом 1942 года была организована 1-я Минская партизанская бригада, одним из отрядов которой довелось командовать автору этих строк.
Летом 1942 года была организована 1-я Минская партизанская бригада, одним из отрядов которой довелось командовать автору этих строк.

...Октябрь 1942 года. Мы узнали, что каратели из Пуховичей направляются на очередную "заготовку" продовольствия. Командование отряда "Буревестник" приняло решение: пропустить колонну в деревню Ясная Поляна, а на обратном пути разгромить ее. В намеченном месте устроили засаду. Часть дороги заминировали. Тревожные, напряженные минуты ожидания. Как только каратели достигли правого фланга, командир отряда Михаил Мормулев скомандовал: "Огонь!" Вскоре уцелевшие фашисты опомнились, начали отстреливаться. Бой затягивался. Вот уже ранен командир отделения Павел Болдырев. Кровь залила лицо лучшего пулеметчика отряда Максима Кудинова. У дороги остались комиссар бригады Иван Чепелев с ординарцем Константином Фроловым и пулеметчиками Кудиновым и Гусевым. Они прикрывали отход товарищей.

103 убитых и более 80 раненых фашистов, три уничтоженные автомашины - результат дерзкой вылазки народных мстителей, в которой участвовало всего 38 человек. В этом бою геройски погиб комиссар 1-й Минской, бывший пограничник, старший политрук Иван Васильевич Чепелев.

В середине 1943 года начал претворяться в жизнь приказ Белорусского штаба партизанского движения о подготовке к "рельсовой войне". В штабе 1-й Минской был получен приказ: на участке станций Руденск и Марьина Горка железной дороги провести операцию по подрыву рельсов. 3 октября Совинформбюро сообщило: "Несколько партизанских отрядов, действующих в Минской области, в конце сентября разгромили железнодорожную охрану противника и разрушили участок протяженностью в шесть с половиной километров".

В сентябре 1942 года в 1-й Минской партизанской бригаде было всего 370 бойцов, через год под ее знаменем уже сражалось около 3.000 человек. Ни одна даже небольшая боевая операция не могла быть по-настоящему успешной без поддержки и активного участия местного населения. Конечно, нам удавалось брать немало трофеев у врага. Нам периодически помогали боеприпасами и взрывчаткой с "большой земли". Но в Белоруссии насчитывались сотни отрядов и бригад, более 400 тысяч партизан. Разве можно было обеспечить эту огромную армию всем необходимым, и притом в достаточном количестве? На помощь пришли советские патриоты - местные жители.

В конце 1942 года наша разведка через своих связных, жителей Пуховичей Владимира Жильчика и Марию Казимирскую, узнала о местонахождении целого арсенала фугасных и осколочных авиабомб. При вынужденном отходе подразделений Красной Армии часть боеприпасов не удалось вывезти. Немцы вначале охраняли их, а затем обнесли участок колючей проволокой и сняли часовых, вывесив дощечку с надписью: "Не подходить, карается смертью!" Партизаны ночью с помощью крестьян вывезли на обозах этот опасный, но крайне необходимый для нас груз. Нетрудно себе представить, как помог выплавленный из бомб партизанскими умельцами тол провести многочисленные диверсии на вражеских коммуникациях.

Советское командование высоко оценило боевые действия партизан. В послевоенное время Маршал Советского Союза Г.К.Жуков в своих мемуарах вспоминал: "За несколько дней до начала действий Красной Армии по освобождению Белоруссии партизанские отряды под руководством партийных органов республики и областей провели ряд крупных операций по разрушению железнодорожных и шоссейных магистралей и уничтожению мостов. Это парализовало вражеский тыл в самый ответственный момент". А командир прославленного 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса Герой Советского Союза А.С.Бурдейный 2 июля 1968 года так писал об этих боях на страницах газеты "Правда": "В продвижении к столице Белоруссии - Минску нам сильно помогли партизаны, особенно 1-я Минская партизанская бригада..."

Навсегда запомнилось 16 июля 1944 года. Партизанские отряды из мест дислоцирования стекаются в Минск и сосредоточиваются у излучины реки Свислочь на бывшем ипподроме. В лучах солнца блестит оружие, ветер развевает боевые знамена. В строю стоят Герои Советского Союза И.Бельский, М.Мормулев, Н.Покровский, И.Тимчук, П.Лопатин, Е.Филипских, Г.Токуев, С.Жунин, В.Тихомиров, Б.Булат, С.Манкович, И.Титков.

- К торжественному маршу! - прозвучала команда начальника Белорусского штаба партизанского движения П.З.Калинина.

Грянул оркестр. Стройными колоннами проходили мимо трибуны отважные партизаны, защитники священной белорусской земли. Подразделения отлично вооруженных бойцов лесной гвардии сменяли то артиллерийские, то минометные батареи. Промчались легендарные тачанки. Вскачь прошла кавалерийская группа во главе с Героем Советского Союза И.Бельским.

А еще у каждого из партизан 1-й Минской бригады навсегда сохранился в памяти тот незабываемый день, когда в бригаде впервые появилось Красное знамя.

А было это так. По инициативе комбрига Николая Харлампиевича Балана и комиссара Ивана Васильевича Чепелева партизанки Екатерина Бобко и Ольга Тарасевич с большим искусством вышили на красном полотнище слова: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" 1-я Минская партизанская бригада". На другой стороне полотнища крупными буквами было вышито: "Наше дело правое. Враг будет разбит! Победа будет за нами!"

Партизанское Красное знамя! Партизаны с честью пронесли его через пламя войны, со славой прошли под этим знаменем через все тяжелые испытания. А во время празднования 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, 8 декабря 1966 года, в Белом зале Моссовета делегация Минска в торжественной обстановке вручила привезенное в дар городу-герою Москве и орденоносной Московской области боевое Красное знамя.

Михаил ДЖАГАРОВ, бывший командир 1-й Минской партизанской бригады, полковник запаса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter