Партизанский полководец

В честь легендарного подвига партизан Полоцко-Лепельской зоны, прорвавших вражескую блокаду в апреле — мае 1944 года, на месте былых боев в семи километрах от городского поселка Ушачи, между деревнями Двор, Плино и Паперно, в 1974 году был воздвигнут мемориальный комплекс “Прорыв”.

Для награждения командиров Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями 29 июля 1942 года был учрежден военный орден Суворова 1, 2 и 3-й степени.

Им награждались маршалы и генералы — командующие фронтами и армиями, представители высшего военного командования и Генштаба. Всего за годы войны орденом Суворова 1-й степени были награждены свыше 390 человек. Среди них — прославленный партизанский командир, Герой Советского Союза Владимир Елисеевич Лобанок. В истории партизанского движения на белорусской земле это был единственный случай награждения партизанского командира высоким полководческим орденом.

“Праздник весны” под свинцовым “Ливнем”

В истории партизанских войн не было, пожалуй, такого упорного и кровопролитного сражения, как то, которое развернулось весной 1944 года на значительной территории Полоцко-Лепельской зоны. Это случилось накануне операции “Багратион”.

По свидетельству бывшего начальника штаба 3-й немецкой танковой армии Отто Хейдкемпера, командование ставило задачу, оттесняя, окружая и уничтожая партизанские соединения, освободить занимаемую ими территорию. В период с 11 по 17 апреля 1944-го в ходе операции “Регеншауэр” (“Ливень”) гитлеровцы намеревались отбросить партизан в западную часть зоны. После этого в ходе операции под кодовым названием “Фрюлингсфест” (“Праздник весны”) не вводимые до особого распоряжения в действие войска, в том числе группа фон Готтберга, должны были завершить их окружение.

Основная цель этой самой крупной за годы войны операции немецких захватчиков против белорусских партизан состояла в том, чтобы обезопасить единственный путь подвоза живой силы и техники для 3-й танковой армии — дорогу Витебск — Лепель — Парафьянов.

Операция проводилась крупными силами противника. Немецкое командование привлекло сюда двенадцать полков СС и полиции, части авиаполевой, трех пехотных, охранной и запасной дивизий, а также многие другие подразделения и части своих войск. В общей сложности в боевых действиях против партизан Полоцко-Лепельской зоны участвовали около 60 тысяч солдат и офицеров, 137 танков, 235 орудий, 70 самолетов, два бронепоезда. Эти силы были сосредоточены вокруг зоны на семи участках. Руководили карательной операцией командующий 3-й танковой армией генерал-полковник Ганс Рейнгардт и генеральный комиссар “Белоруссии”, группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции Курт фон Готтберг.

На стороне врага было многократное превосходство в силах — в зоне находилось только 17 485 партизан, 21 орудие, 143 миномета, 723 пулемета, 1544 автомата и 9344 винтовки. Белорусский штаб партизанского движения срочно создал свою оперативную группу для координации боевых действий партизанских бригад при отражении наступления противника. Эту группу было поручено возглавить командиру Лепельской партизанской бригады полковнику Владимиру Лобанку, который назначался командующим всеми партизанскими силами Полоцко-Лепельской зоны. В состав оперативной группы, располагавшейся в Ушачах, были включены начальник оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения подполковник А. И. Брюханов, ответственные работники этого штаба майор А. Ф. Бардадын, капитаны И. И. Зиненко и Д. А. Фролов.

По распоряжению оперативной группы партизаны построили оборонительные позиции с системой окопов, минных полей, дзотов общей протяженностью более 287 километров. Чтобы затруднить противнику использование боевой техники, все мосты на реках были взорваны, дороги перекопаны и заминированы, на объездных путях устраивались завалы и устанавливались надолбы. Владимир Лобанок поддерживал постоянную радиосвязь с Белорусским штабом партизанского движения, командующим войсками 1-го Прибалтийского фронта И. Х. Баграмяном, бригадами и отрядами как своей, так и соседних зон. Секретарь ЦК Компартии Белоруссии, представитель БШПД И. И. Рыжиков был назначен членом Военного Совета 1-го Прибалтийского фронта. Через него согласовывались все вопросы совместных боевых действий войск и партизан по отражению наступления врага.

25 адских суток

Кровопролитные бои партизан Полоцко-Лепельской зоны против превосходящих сил карателей начались 11 апреля 1944 года и продолжались 25 суток. Первыми приняли на себя удар партизанские бригады имени Чапаева (командир В. В. Мельников), имени Ленина (командир Н. А. Сакмаркин) и “За Советскую Белоруссию” (командир Герой Советского Союза П. М. Романов). Они были атакованы силами 56-й пехотной дивизии и 161-го отдельного пехотного полка при поддержке большого числа танков, артиллерии и бомбардировщиков.Каратели лезли напролом. 11 апреля за девять часов боев бригада имени Ленина отразила четыре яростные атаки вражеской пехоты и танков. Ответные удары партизан серьезно мешали осуществлению планов немецкого командования. Начиная с
16 апреля гитлеровцы заметно активизировались на юге партизанской зоны, где оборонялись Лепельская бригада под командованием В. Е. Лобанка и бригада “Алексея” (командир А. Ф. Данукалов). “На участке бригады “Алексея” обстановка тяжелая, — сообщал в БШПД Владимир Лобанок. — Фашисты почти непрерывно подвергают позиции партизан артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбят с воздуха. В бою за деревню Казимирово атакующую вражескую пехоту поддерживали танки, самоходные пушки и до пятидесяти бомбардировщиков. Часто бои доходят до рукопашных схваток. Командир бригады Алексей Данукалов умело организует маневренную оборону, личным примером увлекает партизан на подвиги”.

21 апреля части 95-й пехотной и 6-й полевой дивизий атаковали Лепельскую партизанскую бригаду, которую называли “Лобанковской”. Бой сразу же принял для партизан крайне тяжелый характер. Уже в течение первого дня противник оттеснил их на несколько километров вглубь зоны. Правда, это продвижение стоило карателям больших потерь. Командование бригады под началом комбрига Лобанка создало несколько ударных групп для нанесения по противнику отвлекающих ударов с тыла и флангов. Действовали они главным образом из засад. Тяжелые бои велись почти на всем протяжении границы партизанской зоны.

Шестидесятитысячная армия карателей, поддерживаемая артиллерией, авиацией и танками, все теснее сжимала кольцо. К концу апреля площадь, на которой тысячи партизан держали круговую оборону, сократилась до восьми квадратных километров. Белорусский штаб партизанского движения и командование 1-го Прибалтийского фронта делали все возможное, чтобы облегчить положение партизан.

Прорыв

Утром 28 апреля 1944 года в БШПД поступила радиограмма от В. Е. Лобанка. Он просил разрешения на прорыв кольца окружения в северо-восточном направлении с целью выхода к реке Западная Двина на участке Островляны—Карпиничи, который он предполагал удерживать до подхода частей Красной Армии, однако в течение не более двух дней.

Из воспоминаний начальника Белорусского штаба партизанского движения П. З. Калинина видно, что вечером 29 апреля Владимиру Лобанку послали радиограмму: готовиться к прорыву вражеского кольца с тем, чтобы вывести личный состав группировки партизан и население в северные районы Минской области. Но обстановка внесла изменения в намеченный план. Прорыв начался 3 мая. В ночь на 4 мая с тяжелыми боями из прорыва вырвались бригады имени Пономаренко и имени Данукалова. В ночь на 5 мая из огненного кольца вышли все остальные силы партизан Полоцко-Лепельской зоны, а с ними более
15 тысяч мирных жителей вышли из окружения и ушли в леса юго-западнее Ушачей. Офицеры оперативной группы майор А. Ф. Бардадын и капитан И. И. Зиненко возглавили прорыв отдельных партизанских группировок, сумевших преодолеть многочисленные боевые заслоны врага и вырваться в Борисовско-Бегомльскую партизанскую зону.

Таким образом, операция “Праздник весны” не оправдала надежд немецкого командования. Было убито 8300 гитлеровцев, около 12 900 ранено. Нацисты потеряли много боевой техники: 59 танков, семь бронемашин, 166 автомашин, 22 орудия, два самолета. Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян впоследствии дал следующую оценку действиям полоцко-лепельских партизан: “К нашему счастью, врагу не удалось уничтожить партизанские соединения.
Объединившись под командованием своего прославленного вожака
В. Е. Лобанка, они с боями вырвались из окружения и с началом последовавшего затем нашего наступления оказали войскам неоценимую помощь в наиболее ответственные моменты операции”.

Война и мир

Мы рассказали только об одной операции под командованием Владимира Лобанка, за которую он был удостоен ордена Суворова 1-й степени. А Героем Советского Союза он стал раньше — 16 сентября 1943 года. Фактически же его боевая биография началась в первые дни войны. В августе 1941 — июне 1944 года В. Е. Лобанок был первым секретарем Лепельского подпольного райкома партии. Одновременно с марта 1942 года он командовал партизанским отрядом № 68, а с августа 1942-го был комиссаром Чашникской партизанской бригады “Дубова”.

С июня 1944 года Владимир Елисеевич находился на ответственной партийной и советской работе. На закате сталинской эпохи партизанского героя Владимира Лобанка, который был в то время первым секретарем Полесского обкома партии, была предпринята попытка причислить к “врагам народа”. Однако специальная комиссия ЦК КПБ не нашла для этого никаких оснований. В 1956—1962 годах Владимир Лобанок работал первым секретарем Витебского обкома партии. С 1962-го занимал пост первого заместителя председателя Совета Министров БССР, а с 1974-го — заместителя председателя Президиума Верховного Совета Белорусской ССР.

Владимир Елисеевич — автор книг “В боях за Родину” и “Партизаны принимают бой”, десятков интересных статей в разных книгах, журналах и газетах. Кроме ордена Суворова он был награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени.

В. Е. Лобанка не стало 4 ноября 1984 года — его сердце остановилось на 78-м году жизни. Имя одного из организаторов и руководителей патриотического подполья и партизанского движения на территории Беларуси Владимира Лобанка присвоено совхозу-техникуму в Марьиной Горке, Лепельской средней школе №1. Его имя носят улицы в Лепеле, почетным гражданином которого он был, и в Минске.

Эммануил ИОФФЕ,
военный историк, профессор БГПУ имени  М. Танка, доктор исторических наук

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter