Чем запомнился сорокакилометровый гуманитарный рейс по деревням и полустанкам Брестчины

Партизанский огненный поезд

Эта уникальная партизанская операция стала настоящей боевой легендой: в Брестской области осенью 1942 года группа народных мстителей из отряда имени Георгия Димитрова в коротком бою с фашистами захватила вражеский эшелон с награбленным добром и под красным флагом прошла по оккупированной врагом территории.



В АПРЕЛЕ 1942 года в лесном урочище Гута-Михалин неподалеку от Ивацевичей из объединенных партизанских групп сформировался партизанский отряд. Его боевая деятельность проходила на территории Коссовского, Ружанского и Березовского районов. Диверсионную группу возглавлял отважный партизан Александр Самуйлик, прозванный белорусским Чапаевым за внешнее сходство с известным командиром дивизии Гражданской войны — те же лихо закрученные усы и безграничная смелость.

Родом Александр Иванович из деревни Мохро Ивановского района, где до войны работал председателем сельсовета. Когда началась война, сельский активист ушел в лес, где скрывались попавшие в окружение красноармейцы и местные жители. Патриоты создавали партизанские группы, собирали на местах недавних боев оружие и боеприпасы и участвовали в боевых действиях против оккупантов.

Промозглой ноябрьской ночью 1942 года диверсионная группа Александра Самуйлика направилась в родную деревню Мохро. Шли туда с конкретной целью — разобраться с бургомистром Анатолем Рубановичем. Этот немецкий прихвостень готов был передать в гестапо списки на 62 человек — депутатов и активистов сельсовета. На встречу с ним пошел партизан Леонид Бессоновский. Заявившись к Рубановичу в форме красноармейца, он сообщил бургомистру о том, что в здешних краях недавно высадился советский десант. В это же время хуторянин Иосиф Павлюковец, оформляя у бургомистра разрешение на рубку леса, между делом сообщил ему, что в урочище Клубок видел советских бойцов с оружием. Это он подтвердил и на допросе в комендатуре.

Командир отряда имени С. М. Кирова Брестского партизанского соединения Александр САМУЙЛИК (справа) и командир взвода Александр ЧЕРНЫХ

Незадолго до этих событий разведчики партизанского отряда установили: на станции Любешов Волынской области, расположенной на левом берегу реки Стоход — притоке Припяти, фашисты регулярно используют узкоколейку для отправки в город Камень-Каширский железнодорожных составов с награбленным добром, которое затем увозят в Германию. Через надежных людей партизаны узнали о том, что в начале ноября 1942 года фашисты готовят для отправки очередной поезд с рождественскими подарками, а также отборным продовольствием — зерном, птицей, медом, яйцами.

Партизаны обратились к Александру Самуйлику: «А давай, командир, захватим вражеский эшелон и проедем по тылам фашистов с красным флагом!» Что и говорить, предложение было заманчивым. Успешно проведенная операция обещала тройной эффект: появлялась возможность и товарищей спасти от отправки в немецкую неволю, и награбленное добро у оккупантов отобрать, и показать людям, что жива еще советская власть! Но уж очень рискованное это дело, ведь группа будет ограничена в каких-либо маневрах, передвигаясь по узкоколейке. Здесь, помимо исключительной смелости, требовался еще и холодный расчет.

Для рискового дела понадобились добровольцы. Первым отозвался разведчик Юрий Логинов. До войны он работал помощником машиниста паровоза на Южно-Уральской железной дороге, хорошо разбирался в технике. По замыслу операции ему отводилась роль машиниста паровоза, который предстояло в бою захватить у врага. Одобрена была и кандидатура партизанки Анны Рудько. Девушка одинаково хорошо умела стрелять, перевязывать раны и кашеварить. В состав диверсионной группы также вошли Леонид Бессоновский, Иван Владимиров, Зиновий Абакумов, Василий Пукемов, Иван Савин. Все они были настоящими универсалами: умели ставить мины, бесшумно снимать часового, стрелять без промаха. С каждым из них Самуйлик не раз ходил на диверсии и в каждом был уверен, как в себе.

Встреча боевых друзей через 37 лет. Здесь закончился рейд «красного поезда».

5 НОЯБРЯ 1942 года Александр Иванович со своей группой оказался под Любешовом. Налет на поезд партизаны приурочили к 25-й годовщине Октябрьской революции. Был у них обычай отмечать революционные праздники громкими делами. Поэтому загодя изготовили красный флаг и два транспаранта: «Смерть фашистским оккупантам!» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Их по просьбе Самуйлика написал местный житель Феликс Репетович.

Действовали партизаны очень дерзко, средь бела дня. На подобную наглость, похоже, не рассчитывали ни фашисты, ни полицаи. Сначала вывели из строя телефонную связь на двухкилометровом участке Мохро—Одрижин, сожгли административное здание, уничтожили мост через реку Стоход. Своими действиями народные мстители показывали гитлеровцам, что у них в тылу появились вооруженные отряды красноармейцев.

Чуть забрезжил ноябрьский рассвет, и партизаны снялись со стоянки, подобрались к железнодорожному полотну неподалеку от полустанка Своротная. На этом месте в засаде они пролежали всю ночь и утро 6 ноября 1942 года. К одиннадцати часам к полустанку приблизился поезд из 16 вагонов и платформ с вооруженной охраной. Как только поезд показался из-за поворота, переодетый в форму железнодорожника Леонид Бессоновский, энергично размахивая красным сигнальным флажком, двинулся навстречу приближающемуся железнодорожному составу. Машинист паровоза, заметив тревожные сигналы обходчика, резко сбавил ход. Это позволило Юрию Логинову быстро подняться в будку машинистов. Паровозная бригада, состоявшая из двух машинистов — местных жителей, беспрекословно подчинилась партизанам. Из вагонов показалась охрана, по которой одновременно с обеих сторон железной дороги ударили партизанские автоматы.

Начало партизанскому рейсу было положено. Самуйлик подал команду: «Снарядить агитпоезд!» Ребята бросились помогать Анне прикрепить к наружным стенкам вагона лозунги, а на трубе паровоза водрузили флаг с призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» На одной из платформ стояла веялка. Партизанский боец Владимиров ловко приспособил ее для своего «дегтярева». Остальные партизаны разместились по вагонам так, чтобы при подходе к станциям можно было вести огонь сразу со всех стволов. Враг ни в коем случае не должен догадаться о малочисленности отряда.

И вот поезд снаряжен в рискованный и тревожный путь. Логинов занял место машиниста, подал сигнал отправления. Так начался сорокакилометровый рейс горстки патриотов, которых впоследствии фашисты окрестили «крупными десантными силами большевиков». Партизаны Абакумов и Савин обошли все захваченные вагоны, переписали награбленное немцами добро и составили соответствующий акт, на котором командир диверсионной группы Александр Самуйлик красным карандашом наложил резолюцию: «По случаю праздника Октября раздать продукты населению».

На станциях и полустанках, около расположенных близко к железной дороге деревень партизаны делали короткие остановки, проводили митинги, раздавали собравшимся все, что содержалось в вагонах, — зерно, муку, сало, кур, гусей, яйца… На каждой остановке Самуйлик, подняв над головой папаху с красной лентой, взволнованно говорил собравшимся жителям: «Победа будет за нами! Чтобы приблизить ее час, вливайтесь в партизанские отряды — будем громить врага всем народом! Пусть горит земля под ногами фашистов!»

Станцию Мохро, где стоял крупный немецкий гарнизон, партизаны пролетели на полном ходу, обстреляв из пулемета и автоматов опешивших от неожиданности гитлеровцев.

На одном из полустанков Самуйлик приказал остановиться. Здесь по его приказу партизаны подготовили обоз, загрузили его продуктами и доставили в партизанский лагерь. Для сопровождения обоза командир выделил группу в составе Анны Рудько, Абакумова, Савина, Пукемова, которую возглавил знаток здешних мест и отважный партизанский разведчик Павлюковец.

На станции Вулька сделали очередную кратковременную остановку, выгрузили остатки продуктов, сняли красный флаг и лозунги. Крестьяне помогли загрузить железнодорожный состав соломой. Бессоновский с зажженным факелом быстро обежал вагоны. Солома моментально воспламенилась. В будке горящего поезда остался машинист Логинов. Поезд, набрав скорость, приблизился к разрушенному мосту через реку Пину. В самый последний момент Логинов выпрыгнул из паровоза, скатившись вниз под откос. Затем последовал взрыв парового котла, страшный скрежет металла. В условленном месте в урочище Клубок Логинова поджидали боевые товарищи.

Борьба против оккупантов продолжалась. Вскоре Александра Самуйлика назначили командиром партизанского отряда имени Сергея Кирова. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, Александр Иванович удостоился ордена Ленина. После войны более тридцати лет Самуйлик проработал на различных должностях в Каменецком районе. Умер белорусский Чапаев в 1989 году. Благодарные земляки назвали в его честь одну из новых улиц райцентра. В фондах Белгосмузея истории Великой Отечественной войны хранится переданный Самуйликом самодельный флаг «огненного поезда» из красного ситца. Фотографии Александра Самуйлика и его боевых товарищей размещены в инфотерминале партизанского зала музея. Материалы о герое-партизане и легендарной операции также размещены в музее Мохровской средней школы Ивановского района Брестской области.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter