22 июня — День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны

Партизанский баянист

Сегодня — День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны

Работая с наградными документами в Национальном архиве, я обратил внимание на формулировку в одном из наградных листов. Как правило, командование партизанских бригад и отрядов, представляя того или другого бойца к награде, расписывало его подвиг, называло количество проведенных диверсий, участие в боях по разгрому вражеских гарнизонов и т.д. А здесь предельно кратко и необычно: «За умелую организацию быта, отдыха и культурных развлечений бойцов, бесперебойное обеспечение личного состава и населения деревень радиосводками представляется к награждению орденом Красной Звезды». Наградной лист оформлен на партизана 760–го отряда имени М.Березовского Могилевской области Михаила Алексеевича Быкадорова.


Вот что поведали о нем документы архива.


Михаил Быкадоров родился в 1921 году в селе Круглое Азовского района Ростовской области. Получил музыкальное образование, работал в ростовском театре. В 1940 году призван в Красную Армию, руководил ансамблем 4–й Доно–Ставропольской казачьей дивизии, которая в канун войны дислоцировалась в Белоруссии в районе Гродно.


В первые трагические дни Великой Отечественной Михаилу Алексеевичу, как и тысячам других советских воинов, пришлось прорываться из вражеского окружения. В результате долгих скитаний в надежде выйти к линии фронта пришлось остановиться в деревне Дубровка Кличевского района Могилевской области, где его приютил один из местных жителей. Быкадоров помогал по хозяйству, учил сына хозяина игре на баяне. Здесь же пригодились знания по радиотехнике, полученные в первый год службы в Красной Армии. Тайком смастерил радиоприемник и вместе с другими проживавшими в деревне бывшими военнослужащими начал слушать советские радиостанции. Вести из Москвы доходили и до местных жителей.


В январе 1942 года полицейский привел в деревню из райцентра немцев. Михаилу удалось вовремя спрятать приемник, но его все равно арестовали. За неимением прямых улик и по ходатайству жителей деревни, успевших полюбить веселого баяниста, он был освобожден из–под стражи.


Постепенно налаживалась связь с действовавшим в окрестных лесах партизанским отрядом. 1 апреля 1942 года Михаил Быкадоров стал партизаном. И тут же первое боевое крещение: вместе с отрядом участвовал в бою с немецкими карателями у деревни Развада, где, по словам командира отряда, действовал смело и уверенно.


Благодаря Быкадорову отряд постоянно слушал Москву, был в курсе всех событий на фронте. В условиях зимней блокады 1944 года, в кольце карателей, Михаил принимал по радио сводки Совинформбюро и зачитывал их бойцам, что придавало им силы и уверенности. Голодный и обессиленный, он сумел сохранить приемник и выйти с ним из окружения.


Не расставался Михаил и со своим баяном. Одно дело — во время затишья веселить боевых друзей или поднимать настроение жителям деревень и другое — уходить из лагеря или со стоянки во время карательных экспедиций фашистов, имея при себе винтовку, радиоприемник и баян. Конечно, помогали товарищи. Но когда в конце апреля — начале мая 1943 года во время очередной вражеской блокировки партизаны с боями пытались выйти из окружения, пришлось бросить все лишнее, чтобы сберечь силы. Товарищи, видя, как изнемогает от тяжести Быкадоров, советовали ему бросить баян или спрятать в лесу. На что Михаил ответил: «Погибать, так с музыкой!»


И действительно, в критический момент, когда кольцо окружения почти сомкнулось, Быкадоров заиграл бравый марш, и бойцы с криком: «Ура!» рванулись вперед и вырвались из окружения. Этот факт подтверждает командир Белыничской военно–оперативной группы Д.И.Федотов (760–й отряд входил в состав этой группы), который сделал приписку в другом наградном листе на М.А.Быкадорова: «5 мая 1943 года в день прорыва блокады Быкадоров игрой на баяне поднял настрой бойцов, что способствовало успеху в бою по разрыву вражеского кольца». По этому наградному листу приказом Белорусского штаба партизанского движения от 29 июня 1944 года Михаил Алексеевич награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 2–й степени.


В архиве хранятся и другие документы о 760–м партизанском отряде. В итоговом отчете в разделе «Быт и отдых» читаем: «Свободные часы, предназначенные для развлечений, находились во власти Быкадорова. Комсомолец, талантливый и искусный баянист, радист и мастер других лесных специальностей, он являлся организатором партизанского досуга, насыщал его занимательным и полезным содержанием. Землянки и крестьянские хаты, где устанавливал радиоприемник Быкадоров, всегда были набиты народом до отказа». Профессиональный баянист стал автором музыки получивших широкое распространение «Марша березовцев», «Партизанской лирической» и других произведений. Его баян звучал на концертах и в других партизанских отрядах Кличевского и Белыничского районов.


...В огне войны мы волю закалили,

Фашистский гад не раз был нами бит.

Во имя Родины немало дел свершили,

И жажда мщения в крови у нас кипит.


(«Марш березовцев»)


30 июня 1944 года 760–й партизанский отряд имени Михаила Березовского соединился с частями Красной Армии. После его расформирования многие бывшие партизаны были мобилизованы на фронт, некоторые направлены на работу по восстановлению народного хозяйства Белоруссии, кто–то поступил в распоряжение республиканских и областных государственных и партийных органов. В списке личного состава отряда в графе «куда выбыл» против фамилии М.А.Быкадорова записано: «В распоряжение Могилевского обкома КП(б)Б». На этом сведения о белорусском партизане, радисте и баянисте заканчиваются. Как сложилась его дальнейшая судьба? Хочется верить, что в Ростове–на–Дону живут его дети, внуки и правнуки, люди, знавшие Михаила Алексеевича, которые смогут дополнить его биографию, связавшись с Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны.


Геннадий БАРКУН, историк, Минск.


Нельзя забыть


День победы мне запомнился душераздирающими женским плачем и голосом диктора из черной настенной радиотарелки — война закончилась! Победа! Но какой ценой! В каждой семье похоронка, а то и не одна. Передо мной по–прежнему стоят те чудовищные картины, которые война намертво вписала в мою память. Началась Великая Отечественная для меня, пяти с половиной лет чугуевского мальчонки, с песни «Вставай, страна огромная...».


Помню, как уже в октябре 1941–го в одной из деревень увидел повешенную женщину с табличкой на груди: «Большевичка». В другой каратели пытали еще одну, называя ее партизанкой. На тот момент значение этих слов мне было непонятно. Для меня они были обычными женщинами, такими, как мама и бабушка. Так что, и их могут убить? А как же я с сестренкой? Детский страх... Немцы часто специально поджигали строения, чтобы осветить дорогу своим идущим колоннам. На одном таком пепелище я видел стоящий у печи обуглившийся скелет человека. Жуткое зрелище.


Зима 41–го года была страшной и лютой. Птицы замерзали на лету. Есть было нечего. Из мерзлой земли выкапывали картофель, который не успели убрать, и собирали колоски. В церкви немцы устроили концлагерь для военнопленных. Мои родители забрали оттуда (под видом родственника) парнишку лет 16 — 17. Дали подписку, что в случае его исчезновения или выступления против немцев вся наша семья будет расстреляна. Больше немцев мы боялись местных полицаев: вели они себя по–зверски. В одном из боев с партизанами такому извергу почти оторвало руку. Наш врач отказывался ее пришивать. Потом все же сделал операцию, но так, что рука навсегда осталась поднятой вверх и вывернутой в обратную сторону.


В октябре 1943 года я пошел в 1–й класс. И уже тогда знал, что обязательно стану военным. После школы окончил Ленинградское военное артиллерийское училище, а затем Киевское высшее инженерно–артиллерийское военное училище. Сегодня мне уже 78 лет. А детская память все еще возвращается в то неимоверно трудное время. Берегите мир и никогда не забывайте о войне!


Анатолий Яковлевич ВЕТЧИНКИН, инженер–радиолокатор.


Этот день в ряду особом


22 июня мы отметим очередную годовщину с момента начала Великой Отечественной войны. Прошло много лет, но этот день в ряду особом. Война унесла миллионы человеческих жизней. 1 ноября 1943 года от разрыва мины погиб и мой отец Максим Сергеевич Сергейчук. Он воевал на Белорусском фронте, подвозил снаряды на фронт. Об этом мы узнали через 22 года после смерти отца и долгих поисков. Нас в семье было пятеро детей. Старшему на начало войны исполнилось 11 лет, младшему не было и трех. Жизнь без отца была очень тяжелой. Когда спустя годы матери сообщили о его гибели, младший брат сказал: «Я не помню папу, но хочу знать, где его могила». С помощью юных следопытов он несколько лет искал место захоронения. Только в 1974 году ему сообщили: могила неизвестного солдата в селе Осколово Орловской области — последнее пристанище и нашего отца. Брат ездил туда и написал стихотворение, где есть простые, но такие важные для нас слова:


Никогда не приходилось

Слово «папа» говорить,

Но во сне все время снилось,

Как тем словом дорожить.

И с энергией могучей,

Пробудившись, как от сна,

С гневом выпалить кипучим:

Будь ты проклята, война!


Мария ШВЕЦ, Минск.

 

Советская Белоруссия №114 (24251). Суббота, 22 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter