Из чего складывается доверие к политическим партиям и как повысить их роль в обществе

Партийные баталии не должны вести к расколу

Совещание у ­Президента с участием лидеров политических партий стало этапным. Беларусь плавно вступает в новый важный политический цикл — предстоят выборы. Сначала парламентские и в местные Советы (единый день голосования), а затем и президентские. Это экзамен для всей отечественной политической системы. И в значительной мере именно от партийцев зависит, насколько успешно мы его сдадим.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив. Все, что нацелено на созидание. Нам очень важно сегодня быть едиными. Оступимся — поверьте, нам никто плечо не подставит. Все зависит только от нас. Идет передел мира. И нам не дай бог попасть в мельницу этого передела.

На встрече с руководителями политических партий, 10 ноября 2023 года.

«Ни с правыми, ни с левыми»

Обращаясь к участникам совещания, Александр ­Лукашенко отметил, что на протяжении долгого времени мы толком и не занимались партийным строительством. Действительно, все последние годы эти политические организации оставались как бы в стороне от магистрального развития белорусского общества. Во многом это объясняется позицией, которую занимали их лидеры еще в 1990‑е годы. Тогда молодой политик Александр ­Лукашенко заручился поддержкой сограждан на президентских выборах без всякого участия партий. Его лозунгом стали слова: «Ни с правыми, ни с левыми, а со своим народом», что сполна отражало общественные настроения. После распада Советского Союза, где существовала однопартийная система, партии стали плодиться с удивительной быстротой. Они конфликтовали, объединялись в коалиции, тут же разваливали эти коалиции. Но вся эта бурная деятельность была слишком далека от интересов народа. Потому и доверие к политическим партиям падало стремительно.

В итоге уже к началу XXI века у нас фактически сформировалась апартийная система. То есть де‑юре было зарегистрировано множество политических партий (на конец 2022 года — 15), а по факту их влияние на общественную жизнь было минимально. В депутатском корпусе члены партий не превышали 1,4 процента. Даже в Палате представителей Национального собрания от одного созыва к другому их число обычно составляло десяток‑другой депутатов. Пожалуй, самыми высокопоставленными государственными деятелями с партийными билетами были Игорь Карпенко, представлявший до избрания Председателем Центризбиркома Коммунистическую партию, и Михаил Русый, который возглавлял Белорусскую аграрную партию.
Нужно признать, что столь малое партийное представительство в органах власти стало следствием низкой активности этих структур. Многие партии лишь числились на бумаге. А другие, так называемые оппозиционные, и вовсе использовались их руководством для выкачивания зарубежных грантов. В 2020 году некоторые из них оказались прямо вовлечены в организацию попытки государственного переворота.

«Бумажные тигры» и реальная сила

Поэтапное развитие государственного строя не могло не затронуть и партийную систему. В ходе обсуждения поправок в Конституцию активно поднимался вопрос о статусе политических партий. Почти год велась проработка нормативно‑правовой базы. Она проходила открыто, возникали споры, высказывались различные точки зрения. Порой пожелания партийцев и политологов вступали в противоречие с требованием законодательства. Итогом стало подписание ­Президентом 14 февраля 2023 года Закона «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений». Пресс‑служба Главы государства, комментируя это событие, отмечала: «Содержащиеся в данном законе нововведения, с одной стороны, позволили поднять на более высокий уровень развитие партийного строительства и гражданского общества в нашей стране, а с другой — активизировать работу политических партий, повысить ее эффективность и конструктивное взаимодействие с органами государственной власти. Следствием законодательных мер стало значительное укрупнение партий, усиление роли граждан в политической жизни страны». Жизнь доказала справедливость данной оценки.

Логика здесь проста.  
Если политическая партия претендует на представительство интересов широких кругов граждан, то и численность должна быть соответствующая — не менее 5 тысяч. Общенациональный статус подтверждается наличием региональных организаций во всех областях и городе Минске и партийных офисов не менее чем в трети районов. Таким условиям вполне предсказуемо сумели соответствовать далеко не все.
В июне текущего года перерегистрацию прошли Коммунистическая и Либерально‑демократическая партии, Республиканская партия труда и справедливости. Остальные оказались «бумажными тиграми» и были ликвидированы Верховным Судом по искам Министерства юстиции. Закономерный финал бесславного пути. А партийное строительство в Беларуси продолжается. В мае 2023 года была зарегистрирована новая Белорусская партия «Белая Русь».


Параллельно идет развитие гражданского общества. В стране оформилась общественно‑политическая система, которую можно назвать «4 + 5». То есть четыре политические партии и пять основных общественных объединений: Федерация профсоюзов Беларуси, Белорусский республиканский союз молодежи, Республиканское общественное объединение «Белая Русь», Белорусский союз женщин и Белорусское общественное объединение ветеранов.  
Если партии будут конкурировать за голоса избирателей на выборах, то субъекты гражданского общества примут участие в формировании Всебелорусского народного собрания.

Индекс доверия

И здесь вполне уместен вопрос: а зачем нам в принципе политические партии? При всей критичности к их деятельности следует признать, что пока именно эти структуры позволяют организовывать процесс политической борьбы. То, что мы сумели сорвать попытку незаконного захвата власти в 2020 году и выстраиваем собственную модель народовластия, не означает, что в ней не будет борьбы. На это нас настраивает и ­Президент.  
Только в ходе конкуренции можно выработать наиболее приемлемые решения актуальных проблем, выдвинуть ярких и успешных лидеров.
Кстати, нельзя недооценивать и востребованность партийного строительства. В ходе совещания у ­Президента руководитель Белорусского института стратегических исследований Олег Макаров привел данные, согласно которым партиям доверяют 32 процента наших граждан. Это, конечно, меньше, чем у других политических институтов, но не так уж и мало — треть общества! Еще не так давно этот показатель был меньше. Очевидно, на его рост повлияла как раз активизация партийной жизни, связанная с перерегистрацией действовавших объединений и созданием партии «Белая Русь».  


Не надо забывать, что в нашем обществе есть немало людей с политическими амбициями. Игнорировать их — значит толкать в руки экстремистских формирований. А партии позволяют наиболее полно раскрыться потенциалу каждого человека в сфере политической деятельности.
Партии — это еще и социальный лифт. Сейчас поиск и расстановка кадров ведутся сугубо в рамках государственной вертикали. А ведь есть немало способных людей, которых чиновники в силу специфики своей работы могут попросту не разглядеть. И как раз партии предоставляют дополнительный инструментарий связи власти и общества.

Немаловажна также партийная дипломатия. По всему миру классические партийные системы, описанные в учебниках по политологии, переживают кризис. И все же партии продолжают пользоваться большим влиянием. Существуют многочисленные международные партийные объединения на основе идеологической близости. Следует сказать прямо, что до сих пор мы слабо используем данные возможности. Активизация партийной жизни позволит усилить внешнюю политику государства.

Повышать политическую культуру

Поле для партийной работы — огромное! Однако и самим партийцам придется приложить немало усилий. Им предстоит добиться узнаваемости в обществе. Следовательно, необходимо усовершенствовать собственную идеологию. На заседании Штаба патриотических сил, которое проходило 9 августа в Национальной библиотеке, основные общественно‑политические силы договорились об общих идейных принципах. Безусловное признание конституционного строя, достижений суверенной Беларуси периода президентства Александра ­Лукашенко не означает, что не должно быть споров по множеству других направлений. Совсем наоборот, мы уже сейчас видим различия между марксистско‑ленинской КПБ и центристской «Белой Русью», правоцентристской ЛДПБ и социал‑демократической РПТС. А это, в свою очередь, отражает наличие разных взглядов в обществе.  
Другое дело, что партийная борьба не должна раскалывать общество. Вот здесь арбитром может выступить Всебелорусское народное собрание, заработает система сдержек и противовесов.
Не надо забывать и о тех заблудших, которые повелись на посулы экстремистов в 2020 году. Тем из них, кто реально раскаялся и осознал реальность, также нужно дать возможность стать полноценными гражданами, участвовать в политической жизни. Здесь партии просто незаменимы. Но и бдительность никто не отменял. Беглые рассчитывают обманным путем притащить свою агентуру в политические структуры, легализовать ее. Но и нам эти планы хорошо известны. Пусть твердо знают: получат по рукам!


И еще одно непременное условие. Партии должны быть свободны от влияния извне, а также независимы от ушлых толстосумов, мечтающих скупить «политические акции».  
Курс Александра ­Лукашенко известен и неизменен: Беларусь не была и не станет олигархической республикой. Здесь опять‑таки важным подспорьем ­Президенту выступает Всебелорусское народное собрание.
Прошедшее во Дворце Независимости совещание стало ключевым тестом перед стартом избирательной кампании. На данный момент мы видим, что белорусская модель народовластия, серьезно усовершенствованная за последние три года, готова к этому испытанию. Обновлена законодательная база, проведена институциональная перезагрузка. Теперь дело за теми амбициозными согражданами, кто решит выставить свои кандидатуры на суд избирателей.


Ответственность лежит и на каждом из нас. Ведь именно народ выступает в Беларуси единственным источником получения власти. Потому политическая грамотность не только потенциальных кандидатов, но всего общества в целом становится делом актуальным. По большому счету именно она является тем самым «сверхоружием» против любых информационно‑психологических воздействий извне. Ведь человека, разбирающегося хотя бы в азах основных идеологий, знающего актуальную новостную повестку, тяжело ввести в заблуждение, сделать послушным объектом чужой воли. Не нужно, конечно, просыпаться и засыпать с мыслью о политике, но все же стоит помнить старое изречение, что если ты не интересуешься политикой, то она заинтересуется тобой. Белорусское государство ясно определило свои приоритеты: наш государственный курс может быть успешен только при поддержке политически просвещенного общества. В этом и состоит суть проводимых преобразований.


Вадим ГИГИН,  кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter