Почему на смену предвыборной активности многих партий пришла их организационная нерасторопность?

Партийное уравнение

В стране продолжается парламентская кампания. Идет регистрация инициативных групп по сбору подписей в поддержку выдвижения претендентов в депутаты. Завершившееся же формирование избирательных комиссий позволяет сделать некоторые прогнозы. О них наш разговор с политологом, директором информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция” Александром Шпаковским.



— Александр Павлович, в большинстве стран Западной Европы избирательные комиссии формируются министерствами внутренних дел. И в них не допускаются никакие представители общественных объединений и политических партий. У нас в работе избиркомов участвовать могут и партийцы, и общественники. Тем не менее звучат претензии, что “власть провалила экзамен”...

— Я вообще не понимаю, на каком основании нас должен кто-то экзаменовать. Наша страна — это не класс учеников, выборы — внутреннее дело нашего государства, осуществляемое в соответствии с национальным законодательством. И это не наше ноу-хау. Известен случай, когда в США международных наблюдателей вовсе не пустили в страну. По той же причине: выборы — это исключительно суверенное дело. Кстати, деятельность общественных объединений и вопросы их финансирования во многих странах — сфера внимания МВД, а у нас — Минюста. Так что рассуждения о “проваленных экзаменах” сложно комментировать даже с точки зрения здравого смысла, не говоря уже о мировой правовой практике.

— По итогам стадии выдвижения активными у нас оказались всего три партии: КПБ, ЛДП и Белорусская партия левых “Справедливый мир”. Есть партии, которые во все семь территориальных комиссий смогли выдвинуть только одного человека. Зато небрежности и ошибок в документах у некоторых было хоть отбавляй.

— Некомпетентность, отсутствие адекватных политических программ и кадров — все это логичное следствие того состояния, в котором находятся отдельные политические партии. Если мы обратимся к социологическим данным Института социологии НАН, то увидим, что рейтинги всех без исключения наших партий колеблются на уровне статистической погрешности — от 1 до 3 процентов. Отсюда и нарушения в заполнении документов, и — как это было на президентских выборах — фальсифицированные подписи.

— Но как в такой ситуации помочь партиям завоевать доверие людей, наработать положительный имидж, поднять свои рейтинги? И надо ли вообще это делать?

— Мы находимся в окружении государств с развитой партийной системой. Это и наши партнеры по Евразийскому экономическому союзу, и соседние государства ЕС. И поэтому в стране все больше формируется запрос на так называемую публичную политику. Люди хотят наблюдать за дебатами, видеть яркие политические дискуссии. Соответственно нужны партии. Но у нас они пока не могут финансироваться из государственного бюджета.

Базовые вещи для формирования развитой партийной системы в нашей стране обозначены Президентом: приверженность суверенитету и национальным интересам страны. Думаю, определенные меры государственного стимулирования системных политических партий надо уже понемногу намечать. Этот процесс не следует искусственно ускорять, пришпоривать. Но действовать в этом направлении нужно, так как речь идет об обеспечении устойчивого развития нашей страны.

— Ваш прогноз о ходе нынешних выборов? Дадут ли они толчок дальнейшему развитию партийной системы?

— Не думаю, что результаты политических партий на этих выборах будут принципиально отличаться от прошлых, когда на 110 мест в Парламенте попали 5 партийцев. В то же время следует отметить, что в стране сложился достаточно серьезный игрок, представляющий собой, по сути, прообраз партии власти — Республиканское общественное объединение “Белая Русь”. Пока у нас мажоритарный тип избирательной системы, люди в округах предпочитают голосовать за тех, кого принято называть крепкими хозяйственниками. То есть избиратели доверяют не столько политической риторике, сколько конкретным жизненным результатам, вехам биографии того или иного кандидата. Поэтому уверен, что большинство в новом Парламенте останется за “Белой Русью”.

Также есть определенные шансы пройти у либерал-демократов и коммунистов. Что же касается оппозиции, в ней сегодня наблюдается новый раскол. На более конструктивные силы и откровенно деструктивные, которые долгие годы ставят не столько на борьбу за власть, сколько на борьбу против власти. У последних, на мой взгляд, шансов никаких. Что же касается конструктивной оппозиции, ее успех зависит от того, сумеет ли она объединить электорат, выдвинуть сильных кандидатов и предложить эффективное решение местных проблем.

В ТЕМУ

Во сколько обойдутся выборы

Постановлением Совета Министров от 1 июля № 519 Минфину поручено обеспечить финансирование расходов на подготовку и проведение выборов в Парламент в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете. Предусмотренная в бюджете сумма на это составляет 20,062 млн деноминированных рублей.

БЛИЦОПРОС

От чего зависит политическая активность?


Об этом “НГ” спросила жителей Минской области.

Роман Михеенко, водитель:

— Прежде всего от времени. Ломка эпох, смена политических формаций приводит не только к обнищанию населения, но и к его политизации. Думаю, это знают все, кто читал книги Ремарка о ситуации в Германии после Первой мировой войны. Да и опыт Евросоюза, к сожалению, подтверждает то же самое — пока из-за мигрантов там не стало хуже, политикой бюргеры особо не интересовались. Время же стабильности снижает политический накал.

Оксана Скворычевская, продавец автолавки:

— От наличия или отсутствия порядка. Знаете, почему у нас так тихо и спокойно в стране? И нет того кошмара, который мы видим в новостях из-за границы? Именно потому, что политика — дело специалистов, а не всех подряд. И ломать это не стоит. Иначе столько горлопанов устремится к мягким креслам, что о порядке можно будет забыть.

Иван Омельченко, пенсионер:

— Все зависит от личности. Если таковая появляется и общество увидит в ней своего защитника, за политической активностью дело не станет. Потому что люди пойдут за ней и начнут интересоваться политикой от души. А вот если политикой вынуждены интересоваться от голода — жди беды.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter