Как сотрудники «СБ. Беларусь сегодня» поднялись на Эльбрус

Парня в горы тяни, рискни

Кто–то на море, кто–то на дачу. А двое сотрудников «СБ» — Сергей Кусин и Виталий Недень — в отпуске решили выбрать «трудный путь, опасный, как военная тропа». Они отправились на Эльбрус и под руководством опытного гида Сергея Загадского покорили его, развернув изображение логотипа холдинга на высоте 5.642 метра.



Идея совершить восхождение на самую высокую горную вершину Европы родилась примерно год назад. И с тех пор началась кропотливая подготовка: бассейн, тренажерный зал, бег... А еще покупка снаряжения, оргсобрания в офисе организатора поездки. К «часу икс» нужно было подойти, что называется, во всеоружии. И ребята подошли. Из туристической группы, в которой были сотрудники «СБ», до вершины Эльбруса дошли 14 человек из 22. И Виталий Недень с Сергеем Кусиным оказались в их числе.
Сергей Кусин.
У некоторых участников группы ранее был опыт восхождений в горы. Но подготовку на месте, разумеется, никто не форсировал. Сначала несколько дней ушло на акклиматизацию: поднимались на определенную высоту, спускались и ночевали в Терсколе, затем выше — и по тому же сценарию. Когда группа прошла этот «курс молодого бойца», ее перебросили в так называемый второй базовый лагерь, находящийся на высоте около 4.100 метров, — «приют Мария».

— В Терсколе, где стоят домики гостиничного типа, были нормальный санузел, горячая вода, телевизор, холодильник, душ — в общем, вся цивилизация, можно пожаловаться разве что на отсутствие Wi–Fi. А вот дальше пошли действительно спартанские условия, — говорит Сергей Кусин. — Извиняюсь за «живописность», но в «Марии» туалеты были прикреплены тросами к скалам. А жили мы там в вагончике, состоящем из двух отделений: в каждом отделении по две комнатки и кухонька. Спали в комнатке по восемь человек, то есть в целом в вагончике ночевали более 30 человек.

— Не задыхались там?

— Да нет. Наоборот, люди согревали воздух дыханием. И было не так холодно, как могло бы. Ели, правда, многие снаружи, так как на кухне просто невозможно всем поместиться. В плане еды, понятно, тоже все незамысловато: сухпаек, суп на скорую руку... Впрочем, все знали, на что шли. У всех была цель: взойти на Эльбрус. И на трудности мы там как–то просто не обращали внимания.

Виталий Недень.


Самое сложное — именно подняться на вершину. Однако участники группы помогали другу другу, благодаря чему большинство смогло дойти до конечной точки маршрута. Виталий Недень рассказывает:

— 21 августа мы были переброшены во второй базовый лагерь. Провели еще один тренировочный подъем до скал Пастухова, затем, у кого оставались силы и желание, прошли до заброшенного ратрака. А в ночь на 24 августа отправились собственно на вершину. На середине пути из–за того, что мы не успевали, нашу группу из 22 человек разделили на две части. Те, кто мог идти быстрее, пошли в первой. Остальные — во второй, и их в итоге развернули. Мы же дошли. Хотя, конечно, пришлось сложно. Около 8–9 часов утра мы были на седловине. И вот там началось! Поднялся такой ветер, что нельзя было утеплиться. Одежду из рук вырывало. Но мы что–то придумывали. Скажем, один станет, ветер заслонит — второй набросит «флиску»...



Многие считают восхождение на Эльбрус относительно несложным мероприятием. Но эксперты отмечают, что главная опасность этого стратовулкана как раз и кроется во внешней простоте, а любое отступление от правил техники безопасности и рекомендаций гидов может быть чревато получением серьезных травм или даже смертью. По неофициальным данным, ежегодно гора уносит жизни 15–20 человек, а, допустим, позапрошлый год вовсе стал рекордным в этом плане за много последних лет: на Эльбрусе, согласно данным Эльбрусского высокогорного поисково–спасательного отряда, погибли 30 человек, а в целом в горах Кабардино–Балкарии — 40.

Кстати, не обошлось без трагедии и на прошлой неделе. В среду, 22 августа, на высоте 4,3 тысячи и 4,2 тысячи метров на Эльбрусе ударила молния, в результате чего один человек погиб, а еще двое пострадали.



Сергей Кусин в момент, когда ударила молния, находился недалеко от этого места:

— Мы как раз были в вагончике в «приюте Мария». Услышал громкий хлопок. Еще говорю: «Вот, наверное, очередная лавина сходит». Буквально накануне видели и слышали сход лавины с вершины Донгуз–Орун. А потом уже мы узнали, в чем там дело. Оказывается, на скалах была установлена палатка, в которой размещались муж с женой, а поблизости находился еще один человек. В результате удара молнии муж погиб, а двух других людей спасли. В лагере еще рассказывали, что после удара молнии люди в радиусе нескольких десятков метров потеряли сознание. Ужас, в общем.

В горах можно сломать руку или ногу, сделав один неосторожный шаг. Можно получить ожоги, находясь на палящем солнце. Можно попасть под удар молнии... Опасности, в общем, подстерегают повсюду. Однако Сергей Кусин и Виталий Недень, несмотря на то что им довелось увидеть и пережить, не жалеют о том, как решили провести неделю своего отпуска, и в будущем не прочь повторить. Правда, пойти уже не на Эльбрус, а выбрать новую вершину для покорения.


В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы —  просто некуда деться! —

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter