Парламент спорит, уточняет, соглашается

Вчера Палата представителей утвердила бюджет страны на 2002 год.
Вчера Палата представителей утвердила бюджет страны на 2002 год.

Жаль, право, что заезжающие к нам с благородными миссиями самые различные эмиссары как минимум нелюбопытны. Вот и недавно нас посетила госпожа Цапф, курирующая, в частности, руководителя Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Минске господина Вика. Уважаемая гостья не замедлила поделиться своим мнением о нашем парламенте, наградив его определением "карманный". То есть несамостоятельный, инертный, бездумный, бесстрастный...

А стоило бы, право, посмотреть, послушать, вникнуть... В минувшую пятницу, например, депутаты в четвертый раз обсуждали бюджет. Да, непросто проходило парламентское "чистилище" 47 статей основного экономического закона на предстоящий год. Разумеется, очень горячо спорили: речь ведь о "дележке" государственного пирога. Более чем убедительно (в смысле демократичности) выглядели прения - многочасовые, острые, противоречивые. Ничего общего с пресловутой схемой "Президент приказал - Совмин изготовил - Палата представителей молча приняла". В ходе четырех дебатов депутаты высказали более 120 предложений и замечаний по проекту. От себя, от имени избирателей предлагали, не по подсказке: в иных выступлениях озабоченность превалировала над суровой логикой цифр. И любой из депутатов искренне удивился бы, услышав, допустим, предположение, что мотивацией его активности могло бы послужить желание доказать, предположим, той же госпоже Цапф, как на самом деле все обстоит. Распределение финансовых потоков - это сущностно и серьезно, тут не до задних мыслей насчет того, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна".

Реальная власть всегда осуществляется по канонам драматургии. На сей раз в Овальном зале кульминация наступила как раз в минувшую пятницу. Парламентский корпус 62 голосами "за" принял поправку в пункт 1 статьи 24 проекта бюджета, касающуюся отчислений в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей. Инициировал ее глава Комиссии по аграрным вопросам Александр Азарченков с группой депутатов. Палата представителей приняла решение об увеличении этих отчислений... И оказалась перед фактом: тогда придется возвращаться к обсуждению многих ранее принятых статей и вообще "перекраивать" доходную часть бюджета. Так уж оно родилось, это "неожиданное" мнение - на глазах наблюдателей, спонтанно, на волне накалившихся эмоций.

Вчера "остывшие" за три дня депутаты возвратились к статье 24 проекта. И добрая часть утреннего пленарного заседания опять ушла на дискуссию. Вновь и вновь, сначала подходя к микрофону, а потом уже и сидя, с места, давал пояснения парламентариям министр финансов Николай Корбут. Высказались депутаты Кебич, Мычко, Липкин, Калугин, Винокурова, Пашкевич, Хрол, Худая... И это, между прочим, нормально для законодательной власти - вот этот мучительный поиск консенсуса между собой, между парламентом и правительством, между желаемым и возможным.

Улучив момент, мне удалось "поймать за рукав" депутата Михаила Сосонко (глава Комиссии по госстроительству, местному самоуправлению и регламенту), оказавшегося в зоне расположения прессы в Овальном зале. Буквально на бегу задала ему вопрос

: - Михаил Павлович, как бы лично вы ответили на расхожее и тиражируемое прессой утверждение: "Депутаты эти - никто, пустое место..."?

- Мы такие, как нам предписано Конституцией и совестью.

Ответил, что называется, как обрезал: коротко и ясно. И то надо учесть, что нынешним парламентариям изрядно надоело опровергать расхожие в определенных кругах домыслы. Да и недосуг, и неинтересно - особенно, когда в повестке дня столь важные вопросы.

Вчера наступила развязка: глава аграрной комиссии Александр Азарченков после тура политических консультаций, по здравому и нелегкому размышлению (что признал публично), снял свою поправку, драматизировавшую ситуацию. Повторным голосованием депутаты отменили решение, принятое в пятницу.

К полудню за бюджет в целом проголосовали 82 парламентария, 6 высказались против, еще 6 не приняли участия в голосовании. Как видим, и в итоге - ни тебе единомыслия, ни "овального" пресловутого "одобрямс": табло высветило спектр мнений. Каждый депутат принял то решение, которое ему продиктовали его убеждения. Бюджет утвержден. Государство может двигаться дальше.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter