Парламент Парагвая отправил в отставку президента

Произошедшее отчасти напоминает события трехлетней давности в Гондурасе.

В Парагвае парламент страны объявил импичмент президенту Фернандо Луго. Произошедшее отчасти напоминает события трехлетней давности в Гондурасе. Там также в конце июня 2009 года был отстранен от власти президент Мануэль Селайя. Общность еще и в том, что и Луго, и Селайя были типичными представителями латиноамериканской «левой волны» последнего десятилетия.

Луго до 2006 года был священником, дослужившись до сана епископа самой бедной в стране провинции Сан-Педро. Однако уже с 1989 года, когда в Парагвае была свергнута 35-летняя диктатура Альфредо Стресснера, он задумывался о карьере политика. Несмотря на необычность такого шага, успех Луго был обеспечен: он прекрасный оратор, отлично осведомлен о нуждах населения, да еще и владеет гуарани – языком местного индейского этноса, что расширило его потенциальный электорат. В 2008 году он добился у Папы Римского сложения с себя сана и в том же году выиграл президентские выборы как представитель левых сил. Луго возглавлял Патриотический альянс за перемены.

При этом в парламенте страны сложилась достаточно необычная коалиция Подлинной радикальной либеральной партии и партии Колорадо. Первая представляла интересы малоимущих крестьян и входила в президентский Патриотический альянс. Что касается партии Колорадо, то она представляла интересы крупного бизнеса. При Стресснере Колорадо была «парагвайской КПСС», то есть единственной в стране партией, без членства в которой невозможно было занять никакой сколько-нибудь значимый пост.

Из-за наличия столь странной коалиции Луго вынужден был идти на постоянные компромиссы и не имел возможности выполнить свое главное предвыборное обещание – наделить малоимущих крестьян землей. Поэтому его популярность начала падать, а социальная напряженность – расти. Наконец 15 июня 2012 года группа из 150 безземельных крестьян захватила угодья влиятельного бизнесмена Бласа Рикельме – члена партии Колорадо и близкого друга покойного Стресснера. После того как на место прибыла полиция, между ней и сквоттерами состоялся настоящий бой, в результате которого погибли 17 человек – 11 крестьян и шесть правоохранителей.

Менее чем через неделю участники коалиции приняли решение инициировать процесс импичмента. Голосование в Палате депутатов и Сенате состоялось в конце июня. Оба раза в поддержку президента выступили считанные единицы. Сразу после завершения голосования в верхней палате было объявлено об отстранении Луго.

Решение об отстранении Луго и назначении исполняющим обязанности президента его заместителя Федерико Франко вызвало бурю возмущения в Латинской Америке. На защиту бывшего президента встали все латиноамериканские левые режимы: Венесуэла, Боливия, Никарагуа, Аргентина, Эквадор, Бразилия, Чили, Колумбия, Мексика, Перу, Уругвай, Сальвадор. Часть из них отозвали своих послов из Парагвая бессрочно, часть – пока только для консультаций.

Кроме того, с критикой действий парагвайского конгресса выступили региональные организации – «Меркосур», Организация американских государств (ОАГ) и Союз южноамериканских наций (UNASUR). В результате было решено запретить участие Асунсьона в саммите «Меркосура» (вместо официальных лиц туда поедет Луго) и провести досрочную передачу председательства в UNASUR от Парагвая Перу. На самый существенный шаг пошла Венесуэла, которая перекрыла поставки в страну нефти. Несмотря на заверения новых парагвайских властей, что это не приведет к катастрофе, существенные осложнения и без того обремененной проблемами экономике такие меры, безусловно, принесут.

Между тем западные страны отреагировали на произошедшее спокойно. Так, поддержку новым властям выразили Германия, Испания и Канада, по мнению которых в Парагвае имела место законная смена руководства.

Не менее спокойно отреагировало на случившееся и население самого Парагвая. Сам Луго также согласился с решением парламента.
В целом ситуация повторила гондурасскую трехлетней давности: тогда Латинская Америка тоже была против отстранения Селайи, Запад же воспринял случившееся спокойно. Поэтому шансов на возвращение у Луго нет. Что отнюдь не избавит Парагвай от очень серьезных внутренних потрясений.

Николай СТОГОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter