Парковочный треугольник или В поисках «экологического покоя»

Под трели автомобильных сигнализаций и звуки заводящихся двигателей практически каждое утро приходится просыпаться нашей читательнице из Минска, проживающей в доме № 113 на улице Рафиева. «Шевеление» на разворотной площадке под окнами квартир обычно начинается в половине шестого утра. И продолжается до тех пор, пока не разъедутся припаркованные на тротуарах и газонах микроавтобусы с легковушками. По словам женщины, складывается такое ощущение, будто живешь на автостоянке: шум от двигателей, выхлопные газы…С подобной проблемой сталкиваются многие жители городов.

Акция “Чистый город”, проводимая с 1 по 30 апреля Госавтоинспекцией Минска, стала для корреспондента “НГ” хорошим поводом отправиться с сотрудниками отдела экологического надзора столичной Госавтоинспекции в рейд и хорошенько проехаться по острию этой проблемы, а заодно посмотреть, чисты ли наши дороги (особенно возле строительных объектов), жилых дворов, поискать автомобильные “останки” и несанкционированные свалки.
На борт служебного автомобиля (обычная, неприметная легковушка) корреспондента “НГ” взяли инспекторы отдела экологического надзора ГАИ ГУВД Мингорисполкома Александр Акимов и Эдуард Пузанов. В первую очередь мы собирались навестить “машинный” дворик нашей читательницы. Перед поездкой начальник отдела экологического надзора столичной Госавтоинспекции Сергей Коровацкий провел короткий инструктаж: “Основная задача патрульных — выявлять места загрязнения на проезжей части, проверять строительные объекты на наличие специальных площадок для очистки колес выезжающих с территории автомобилей (чтобы не выносили грязь на дорогу)”. Обращают инспекторы внимание и на то, чтобы проезжающие грузовики не делились частью груза с проезжей частью. “Чистый город” — это и дворы в спальных районах — неправильная парковка, брошенный транспорт, несанкционированная свалка и т. д.. Естественно, уделяется внимание и внешнему виду авто: номерной знак должен читаться с расстояния 40 метров, фары и стекла должны быть чистыми.
Связаны ли многие из подобных, казалось бы, незначительных нарушений с безопасностью дорожного движения? Да! Например, высыпающийся на ходу из кузова грузовика мусор или груз способен создать аварийную ситуацию для идущих следом машин. Самое распространенное нарушение — это перевозка неупакованных поддонов с кирпичами. Наскочишь на скорости на лежащий кирпич, мало не покажется. Или ветка из идущего впереди грузовика выпадет прямо на лобовое стекло. Водитель инстинктивно начинает уводить машину в сторону... Вот тебе и аварийная ситуация. Попавшая со стройки на дорогу грязь вполне может стать причиной аварии, особенно в дождливую погоду, удлинив тормозной путь автомобиля.
“Золотой бычок”
— Не перевелись еще любители выбрасывать на ходу из окна автомобиля окурки или другой мусор на проезжую часть, — продолжил экологическую тему Александр Акимов, когда наш экипаж уже отчалил от базы и направился по намеченному маршруту. — Практика показывает, что многие даже и не знают, что это нарушение Административного кодекса и наказывается штрафом от одной до двух базовых величин (от 35 тысяч до 70 тысяч рублей). Для некоторых выбрасывать мусор в окно, к сожалению, в порядке вещей.
Как будто для проверки сказанных инспектором слов из впереди идущей “Ауди- А6” вылетает окурок. Через пару минут мы останавливаем водителя. 30-летний мужчина отпираться не стал и вину свою признал сразу, поэтому окурок для него обошелся “по минимуму” — в 35 тысяч рублей.
— Многие водители, паркуясь на газоне или тротуаре, ошибочно думают, что могут остаться безнаказанными, если инспектор не поймал их прямо возле машины, — говорит Александр. — Мол, когда патруль приехал, то “я к ним не выйду, и мне ничего не будет”. Но это может сработать, если дежурный наряд получит срочный вызов. В случае когда хозяина рядом с машиной нет,  в присутствии двух понятых мы составляем протокол, фотографируем автомобиль, фиксируем время и место съемки. Затем привлекаем нарушителя к ответственности.
А вот и дом нашей читательницы. Конечно, в дневное время машин здесь поубавилось. Зато на всем газоне, прилегающем к многоэтажке, отчетливо видны оставшиеся после ночевки автомобилей следы протекторов. К тому же в некоторых местах тротуарная плитка провалена.
— Это происходит от того, что автотранспорт заезжает колесами на тротуар, который рассчитан на вес пешеходов, а не машин, — говорит инспектор. — К вечеру весь двор точно будет забит автомобилями. Надо будет сюда направить патруль из экологического отдела ГАИ Московского района.
За ворота стройки без грязи
Как оказалось, в преддверии акции “Чистый город” Госавтоинспекция сделала ход на упреждение. Еще за месяц до ее начала было основательно проверено состояние проезжей части после зимы, а также крупные стройки. В итоге оштрафовано несколько должностных лиц этих организаций и водителей грузовиков. К чистоте на строительных объектах стали относиться более ответственно. Правда, не все. Например, на выезде со стройки на улице Панченко проезжая часть в грязи. То же самое на улице Бурдейного. По словам инспекторов, подобных примеров по всему городу хватает. Наиболее проблемные места в этом отношении — строящиеся микрорайоны. За подобное нарушение начальнику объекта грозит штраф до пяти базовых величин. Систематические нарушения организации приводят к тому, что ГАИ передает все документы уже в природоохранные ведомства. А штрафы у тех гораздо серьезнее.
“Чистые” останки
От строительных мыслей нас отвлек вызов по рации: “На улице Сердича во дворе одного из домов легковушка мешает вывозу мусора”. Когда приехали на место, оказалось, что проблема уже решилась сама собой. Но “расстроиться” я не успел. Двор представлял собой настоящую находку для искателей нарушителей экологического покоя. “Зеленая зона” оказалась... автостоянкой! Как будто специально для нас машины выстроились в ряд исключительно на ней. Транспорт удобно разместился среди деревьев, заняв часть детской площадки. Такое ощущение, что автомобили вросли в эту землю колесами и даже при наличии легальных парковочных мест отсюда ни за что не уедут. А возле дворовой мусорки нас дожидался настоящий “сюрприз”: ржавеющий остов старенькой “Альфа-Ромео”. “Пробили” с помощью “Кулона” (специальный милицейский мини-компьютер) номер кузова, останки оказались “чистыми”. А тут из подъезда выбежал и встревоженный хозяин. По его словам, машина пришла в негодность, и он вынул из нее наиболее ценные “внутренности”. А недавно подал заявку в ЖЭС на вывоз кузова в УП “Экорес” (“Вторчермет”). Инспектора вежливо напомнили молодому человеку, что теперь ему необходимо снять машину с учета в РЭО ГАИ своего района в связи с выбраковкой. Для этого надо иметь при себе номерные знаки и техпаспорт.
Разгрузить дворы
Старые дворы Минска, да и других крупных городов Беларуси, которые проектировали без расчета на нынешнее количество транспорта, уже давно создают проблему жильцам. Ширина многих дворовых проездов едва превышает четыре метра, не говоря уже о парковочных местах.
— Машины даже разъехаться толком не могут, — говорит Эдуард Пузанов. — В ГАИ приходит много жалоб, касающихся нарушений правил парковки на дворовых территориях. В отношении нарушителей Госавтоинспекция действует согласно установленным правилам. Но мы прекрасно понимаем, что у этих водителей ситуация безвыходная.
Правила есть правила, но получается, что и автолюбители, и жильцы, которым они мешают, стали заложниками непродуманной планировки дворов спальных районов. Сегодня при возведении многоэтажек в проекте должны предусматриваться места для временного хранения автотранспорта (“гостевые” — одно машиноместо на четыре квартиры) и постоянного (одно машиноместо на три квартиры). Но от этого жителям старых домов ни холодно ни жарко. Разгрузить их дворы сейчас не получается, мест для стоянок не хватает как и прежде. Так что же, вечно сходиться стенка на стенку в бессмысленном парковочном треугольнике автовладельцам, недовольным соседям и инспекторам ГАИ?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter