Паркинг горький

Настоящее и будущее минских парковок
Минск постепенно превращается в настоящий мегаполис со всеми присущими ему проблемами. И одна из самых острых — стремительное увеличение количества автотранспорта. С одной стороны, едва ли не поголовная автомобилизация столичных жителей прозрачно подтверждает рост их материального благосостояния, но с другой — порождает обострение хронических городских «болячек»: плохой экологии, дефицита территорий, устаревшей инфраструктуры и т.д. И нынче уже любой автолюбитель в Минске, запуская двигатель, вынужден задаваться мучительными вопросами: удастся ли припарковаться в нужном месте в городе, будет ли вечером свободное место на стоянке во дворе, не повысились ли тарифы на услуги паркингов? Настоящее и будущее минских парковок — тема сегодняшней «Акции «СБ».

Отель для «лошадиных сил»

В столице будут строить многоуровневые паркинги

Сегодня в Минске меньше половины частных автомобилей обеспечены местами для организованного хранения. Располагаются они на 71–й так называемой муниципальной автостоянке вместимостью 23.018 машино–мест, 148 автостоянках различных форм собственности, где могут разместиться 29.220 автомашин, в четырех многоэтажных паркингах с примерным количеством около 2.000 машино–мест и в 243 гаражных массивах. По словам ведущего инженера УП «Гаражи, автостоянки и парковки» Натальи Цвирко, перед городскими службами поставлена стратегическая задача: снизить «градус напряженности» прежде всего путем строительства многоуровневых паркингов. Их преимущество достаточно очевидно: на земельном участке можно разместить в несколько раз больше автомашин, чем на так называемой плоскостной автостоянке. Кроме того, в многоэтажных паркингах автомашины укрыты от дождя и снега. Там есть охрана с использованием системы видеонаблюдения, а выезд машин контролируется аппаратурой видеоидентификации. Многоярусные парковки имеют неоспоримые преимущества и с точки зрения экологии — вредные выбросы в атмосферу рассеиваются в высокой зоне, а не оседают на землю.

Сейчас поэтапно внедряется система зон платной парковки, уже проведен 21 конкурс на право проектирования и строительства паркингов в Минске. В ближайшее время, например, должны быть определены проектировщики и подрядчики возведения многоуровневой автостоянки в коммунальной зоне микрорайона Лошица–1, паркинга в квадрате улица Одинцова — улица Скрипникова, а также автостоянок на 300 машино–мест за кинотеатром «Москва» и по улице Янковского. Кстати, при размещении многоуровневых паркингов на территории города основными критериями являются доступность мест хранения и максимальная приближенность к месту проживания автовладельца. Конечно, приобретать в собственность места на подобных стоянках достаточно накладно, а вот их аренда для большинства автолюбителей вполне доступна. Именно поэтому многоэтажные паркинги сегодня полностью заполнены.

Впрочем, только строительством новых парковок вопрос с размещением частного автотранспорта не решишь. Именно поэтому в каждом районе города принята программа комплексного благоустройства дворовых территорий, которая предусматривает создание дополнительных мест для стоянки автомашин. При этом, правда, нередко «безлошадные» жители не соглашаются с такими мероприятиями, опасаясь ухудшения экологии, вытеснения игровых площадок для детей и т.д. Однако в этом случае власти ведут разъяснительную работу, напоминая, что все конкретные решения принимаются только после того, как проекты пройдут соответствующие экспертизы. Что касается проектирования и строительства новых домов, то оно сейчас ведется с учетом мест хранения транспорта: подземных, наземных и пристроенных гаражей–автостоянок. Более того, в кварталах жилой застройки обязательно предусматривается возведение паркингов.

Помимо долговременного хранения машин, у автолюбителей порой возникают сложности и с краткосрочной парковкой в городе, когда необходимо зайти куда–то по делам, за покупками. В соответствии с Программой развития автостоянок и парковок на 2004 — 2006 годы, в Минске предполагается охватить так называемыми неохраняемыми парковками 5 зон. В частности, до апреля нынешнего года будут организованы платные парковки в квартале улиц Интернациональная — Ленина — ГУМ — Комсомольская. Постепенно нынешние сборщики оплаты за парковку уступят место электронике. На стоянках, находящихся в ведении УП «Гаражи, автостоянки и парковки», уже установлены 34 стационарных парковочных терминала, предоставляющих возможность оплаты с помощью дебетных карт, которые можно купить в киосках «Союзпечати» и «Белпочты». Кроме того, эксплуатируются также 50 переносных паркоматов и 3 стационарных круглосуточных комплекса.

Словом, планируется немало, чтобы разгрузить наши дворы от автомашин. Но пока, увы, эти замечательные проекты не изменили к лучшему напряженную ситуацию с парковками.

Сергей КОЖУХ, «СБ».


А у нас во дворе...

Горожане в поиске свободных мест для автомобилей

Тема парковки в Минске очень актуальна. Поэтому все, кому она близка, охотно делятся соображениями по этому поводу. Мы публикуем некоторые мнения жителей столицы.

«Не от хорошей жизни водители ставят машины на тротуарах и в чужих дворах. Конечно, правила, раз они приняты, нельзя нарушать. Но... часто водитель виноват и всем должен уже только потому, что имеет автомобиль. Неудивительно, что водители в такой ситуации не заботятся об удобствах пешеходов, когда въезжают на тротуары и забивают дворы. Но, может, действительно было бы разумнее пересмотреть стоимость парковки? Тогда сумма за нее не пугала бы настолько, чтобы искать место в чужом дворе. Да и те платежи «со скидками», которые идут просто в карман парковщикам, не шли бы мимо городской казны».

«На днях по телевизору смотрел передачу о том, как ввели платный въезд в центр Лондона, который загружен гораздо больше, чем Минск. Угадайте, какой эффект был? Поток уменьшился всего лишь на 15%. А к разговору о паркингах... Кто–нибудь делал расчет, насколько это будет эффективно? Предположим, один паркинг вмещает 1.000 машин. Даже если построить 10 таких паркингов, то это 10.000 авто максимум. А в Минске счет идет на сотни тысяч машин. Так что эффект будет весьма небольшой.

Заметил, что в Москве постепенно убирают трамваи с улиц: неудобный вид транспорта, шум, вибрация, пути занимают 2 драгоценные полосы и т.п. Почему бы и в Минске так не поступить?»

«В Европе и не только все паркуются в основном вдоль улиц, за пределами двора или во дворе, но на своем личном месте (за это надо заплатить)... Причем платят просто за возможность поставить машину, ни о какой охраняемой стоянке речь не идет. Есть выбор — или во дворе за деньги, или где получится вдоль улицы, но бесплатно».

«Конечно, я согласна, что проблема с парковками во дворах в центре города — серьезна. Но не менее серьезно обстоит дело и в так называемых «спальных» районах. За счет их «спальности» количество автовладельцев достаточно большое (добираться на работу на общественном транспорте оттуда крайне проблематично). Я и сама автовладелец. Но проблема, где поставить машину, приехав с работы, весьма актуальна. Хотя непонятна. Двор у нас огромный, так называемый колодец. Места для детской площадки предостаточно, а машины стоят «толпами». Это — Шабаны. Не проще ли было немного расширить дорогу за счет детской площадки? От этого выиграют и автовладельцы, и детишки абсолютно не пострадают».

Сергей ВАШИТКЕВИЧ, «СБ».


Как поставить, чтобы не «разули»?

В Минске не хватает автостоянок

Двое молодых людей, усердно толкавших поздним вечером «жигуленок» возле дома N 77 по улице Голодеда, при виде дежурного наряда охраны Заводского района вдруг бросились врассыпную. За ними последовал и третий приятель, сидевший за рулем. Милиционеры быстро задержали всю троицу. К сожалению злоумышленников, но к счастью водителя (машина, кстати, оказалась служебной), попытка угнать автомобиль закончилась провалом.

Впрочем, не заладилось у них с самого начала: разбив стекло и проникнув в салон, они кое–как завели «шестерку», соединив нужные провода. Но проехали буквально 100 метров и заглохли, уткнувшись в сугроб. Вот тогда двоим «пассажирам» и пришлось толкать авто...

Увы, примеров с обратным для автовладельцев финалом более чем достаточно. За прошлый год в Минске было угнано 382 автомобиля. «Основная масса машин «уходит» с дворовых территорий в темное и ночное время суток, — рассказал начальник отдела анализа, планирования и контроля УГАИ Мингорисполкома Юрий Литвин. — Более 76 процентов — в среднем 3 автомобиля в неделю — ГАИ находит и возвращает законным владельцам. А ведь решением этой проблемы стало бы появление во дворах достаточного количества ночных охраняемых стоянок».

Городская ГАИ, кстати, около полутора лет назад уже пропагандировала создание во дворах самоохраняемых парковок. Кстати, многие горожане к этому совету прислушались. И в некоторых дворах жильцы установили шлагбаум, поставили будку, в которой по ночам дежурит сторож. И теперь автовладельцы спят спокойно, не беспокоясь за сохранность своих машин.

Впрочем, не хватает Минску не только ночных, но и дневных стоянок. А они решили бы множество других проблем, с которыми ежедневно сталкиваются и сотрудники ГАИ, и коммунальные службы. В первую очередь увеличилась бы пропускная способность дворовых территорий. Ведь у нас в любом «спальном» районе полно дворов, в которых при всем желании машины скорой помощи, пожарные расчеты и прочие аварийные службы не могут проехать. Особенно это сложно зимой, когда выпадает много снега. Не ко всем объектам эти службы могут подобраться и в центральной части города.

Нельзя не учитывать и тот факт, что ежегодный прирост автомобилей составляет 15 — 20 тысяч единиц. Сейчас в Минске зарегистрировано 486 тысяч автомобилей. Из них 423 тысячи — личные транспортные средства. «При таком наплыве автомобилей каждая полоса дороги на вес золота, — говорит Юрий Александрович. — А у нас на первой полосе паркуются очень часто, соответственно уменьшается пропускная способность дорог, отсюда — заторы, пробки. Возрастает нагрузка на другие полосы, то есть на них резко увеличивается интенсивность транспортного потока. Из–за этого даже автоматизированная система управления дорожного движения — так называемая зеленая волна — дает сбои».

Нехватка дневных парковок приводит к тому, что многие граждане оставляют машины в недозволенных местах, «не замечая» желтой разметки или запрещающих знаков. Конечно, особо злостных нарушителей сотрудники Госавтоинспекции наказывают рублем (штраф от 8 до 48 тысяч) или эвакуируют автомобили на штафстоянку. В прошлом году за неправильную парковку к ответственности были привлечены около 10 тысяч водителей. Но этим, по мнению Юрия Литвина, проблему не решить: «Сегодня один автомобиль эвакуируем, завтра другой поставят».

Вот ГАИ и ввела новый предупредительный метод. Теперь владельцы неправильно припаркованных авто на лобовом стекле находят талон предостережения. Мол, вы нарушили правила дорожного движения, ваши действия негативно влияют на обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспорта. Предостерегаем вас от повторения подобного...

Таким образом ГАИ стремится наладить доверительные отношения с водителями. А уж если они не реагируют, ничего не остается, как штрафовать. Хочется надеяться, что это нововведение даст положительные результаты и другое новшество — в виде ужесточения наказания и увеличения штрафа — не понадобится.

Быть может, пока в Минске проблема нехватки парковок еще не так актуальна, как в Москве, но, учитывая, что город разрастается буквально на глазах, несложно предположить, что и мы с ней столкнемся. Пожалуй, одним из вариантов разгрузки центра города мог бы стать московский опыт: создание так называемых промежуточных парковок транспорта.

Допустим, я живу в Кунцевщине, а работаю в районе станции метро «Академия наук». Пять дней в неделю с завидным постоянством я следую одним и тем же маршрутом. И мне было бы очень удобно сесть в машину, доехать, скажем, до конечной станции метро, оставить на охраняемой стоянке авто и «прыгнуть» в «подземку», а не мотаться по городу, застревая надолго в пробках. Такие промежуточные парковки в Москве стоят совсем недорого и пользуются большим спросом. Наверняка есть и другие решения.

Так почему бы уже сегодня, предвидя возможные проблемы, не заняться их решением?

Михаил СУДАКОВ, «СБ».


Машино-место в законе

Документ поможет победить пробки?

Победить пробки, разгрузить дороги и дворы, в общем, обеспечить эффективность использования проезжей части городских улиц призван новый закон «О размещении автотранспортных средств», принятый в январе Московской городской думой.

Там уже давно заговорили о необходимости принятия нового документа, регулирующего порядок и правила размещения автотранспортных средств на территории города, в том числе на прилегающих к дорогам территориях и в жилых зонах. С 1 января 2006 года автовладельцам будет запрещено оставлять машины во дворах, на проезжей части и на других не предназначенных для парковки местах. Вместе с тем планируется массовое строительство многоярусных паркингов. А чтобы было кому отслеживать соблюдение нового закона, создается так называемая парковочная инспекция.

Все стоянки в Москве станут либо муниципальными, либо частными. Они будут специально оформлены, иметь собственный номер, соответствующую табличку, разметку и ограду. Стоимость услуг на городских стоянках определять будут столичные власти, на частных — собственники. Бесплатно можно будет парковаться на городских стоянках возле зданий и объектов органов государственной власти, социального значения или на стоянках, организованных на дорогах. По мнению разработчиков нового закона, он позволит значительно пополнить городской бюджет за счет налогов от хозяев частных парковок, а ГИБДД сможет добывать для города деньги, штрафуя провинившихся.

Никто не запрещает и частным лицам обзавестись собственным парковочным местом, но для этого автовладельцу придется обойти по списку городских чиновников и оформить часть территории двора под стоянку личной машины. Нарушителям, паркующим авто в неположенном месте, естественно, придется платить штраф, как и тем, кто нарушит правила оплаты за размещение транспорта на платных стоянках. Ведь оставив свою машину на стоянке, хозяин может «забыть» заплатить.

Взимать штрафы с водителей, которые не нашли место для стоянки, начнут с 1 января 2008 года. Планируется, что к тому времени в Москве появится наконец недостающее количество парковок. Правда, многие специалисты высказывают сомнения на этот счет. По их подсчетам, к 2007 году парковками будут обеспечены только 47 процентов автомобилей...

Марина КУНЯВСКАЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter