Репортеры СОЮЗа прогулялись по древней Сморгони

Парк скульптуры и отдыха

Репортеры «СОЮЗа» прогулялись по древней Сморгони

Сморгонь — небольшой районный центр на западе Беларуси, однако он хорошо известен и в России.

 


За более чем 500–летнюю историю города здесь побывали и самодержцы российские, и Кутузов, преследовавший Наполеона. А в годы Первой мировой войны о Сморгони говорила вся Россия, ведь фронт разделил город на два с лишним года. А еще местные краеведы настаивают, что именно здесь впервые были придуманы баранки, ставшие общим белорусско–российским яством. И если первенство Сморгони в кулинарии еще кое–кто пытается оспаривать, то медвежья академия, существовавшая здесь в эпоху князей Радзивиллов, — факт бесспорный.


По преданиям, в дремучих местных лесах в старину водилось много медведей. Вот и придумали тогдашние «шоумены» отлавливать медвежат и приучать их танцевать на задних лапах и раскланиваться.


Воспитание шло не очень гуманными с сегодняшней точки зрения методами: животное помещали в клетку с железным полом, под которым разводили костер. Вот медведь и вынужден был вставать на задние лапы и переминаться. Удары бубна довершали картину. Говорят, медвежья академия в Сморгони действовала с XVII по первую половину XIX века. Отсюда скоморохи отправлялись с лохматыми подопечными на ярмарки и народные гулянья по Белоруссии, России, Польше, Германии.


Так что не случайно этот сюжет решено было воплотить в металл к 500–летию старинного города, чтобы бронзовый мишка веселил его жителей и гостей. Однако лишь десяток лет спустя задуманному было суждено сбыться. На днях в центральном парке города открыта скульптурная композиция, изображающая дрессированного медведя в сопровождении скоморохов, играющих на дудке и бьющих в бубен.


Автор произведения — почетный гражданин Сморгони, заслуженный деятель искусств Беларуси скульптор Владимир Теребун (архитектор — Александр Божидай). Вот что Владимир Васильевич рассказал корреспонденту «СОЮЗа»:


— О том, что в Сморгони некогда была медвежья академия, я узнал еще в далеком детстве. В школьные годы ходил в ансамбль имени Огинского, где даже был танец на эту тему. Медведь присутствует и в гербе Сморгони. Меня почти мифическая роль этого животного в истории города вдохновляла. Так появился замысел воплотить сюжет танцующего медведя со скоморохами в металл. Пятивековой юбилей города стал для этого хорошим поводом.


К сожалению, на то чтобы отлить композицию «Медвежья академия» в бронзе, средств не хватило. Поэтому выполнили ее из чугуна, что примерно вдвое дешевле. Отливку делали в Минске на заводе отопительного оборудования. Технология оказалась достаточно сложной, многоэтапной. Но все это себя полностью оправдало. Жители Сморгони уже признали новую художественную композицию городской достопримечательностью, многие тут же решили сфотографироваться в обнимку с чугунным медведем на память. Говорят, что и коллектив завода отопительного оборудования проникся к скульптуре симпатией, хотел бы сделать копию для украшения территории предприятия. Владимир Теребун говорит, что не возражает.


А вообще–то вот какая вырисовывается в Сморгони интересная тенденция: за год его улицы и парки, скверы украсили 9 скульптур разных авторов. Рекорд! Старинный городок к радости его жителей превращается в художественный музей под открытым небом. Причем с перспективой на века: работы выполнены в основном в самом долговечном материале — камне. В том числе Владимир Теребун (помогала ему дочь Наталья) и Александр Божидай создали пронзительный по звучанию памятник жертвам войны в Афганистане, которому в народе дали название «Расстрелянное сердце». Именно такой образ навевает огромный гранитный монумент с выщербиной, как будто оставленной артиллерийским снарядом. Рядом — отлитые в бронзе имена троих юношей из Сморгонского района, погибших далеко от родины. Им было от 18 до 24 лет...


А вскоре в Сморгони ожидается появление еще более монументального скульптурного произведения — в честь героев и жертв Первой мировой войны. Исполненные глубокого символизма фигуры этой композиции созданы и отлиты из бронзы несколько лет назад при содействии и на средства Союзного государства (о чем «СОЮЗ» неоднократно писал). В числе авторов — руководитель проекта заслуженный деятель искусств Анатолий Артимович, уже знакомые нам Владимир Теребун и Александр Божидай. Мемориал планируется открыть в этом году к 100–летию начала Первой мировой.


bibikov@sb.by

 

Советская Белоруссия №52 (24435). Четверг, 20 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter