Парк изношенного периода

Почему не обновляются основные фонды На днях я оказался жертвой цепочки неприятных случайностей.
Почему не обновляются основные фонды

На днях я оказался жертвой цепочки неприятных случайностей. В банке, где потребовалось оформить некоторые документы, "завис" компьютер, в итоге вместо 15 минут пришлось затратить втрое больше. Пытаясь наверстать время, бегом бросился к троллейбусу, но он через пару остановок остановился как вкопанный: что-то произошло на линии. Благо до метро оказалось относительно недалеко. Но и там поезд "по техническим причинам", как было объявлено, проследовал мимо. В общем, заранее намеченная встреча сорвалась, настроение было испорчено. Все это в наш рациональный век отнюдь не мелочь. И в такой ситуации сразу оказались десятки, а то и сотни людей. Чем не повод задуматься: а так ли уж случайны "нашедшие" нас неприятности?

Общую причину всех трех инцидентов обнаружить оказалось несложно: запредельный износ техники и оборудования. "Проблема-2003", одним словом. Еще несколько лет назад о ее приближении с тревогой предупреждали ученые, руководители предприятий, аварийных служб. И вот час "Х" пробил. Что же имеем? "Рост чрезвычайных ситуаций техногенного характера, - отвечает руководитель республиканского центра пропаганды при МЧС Олег Голубев. - В прошлом году таковых зафиксировано без малого 700. Погибли десятки, ранены сотни людей. И, судя по большому физическому износу машин, оборудования, сооружений, угроза новых аварий будет возрастать".

Не очень приятная перспектива, учитывая обилие в Беларуси газо- и нефтепроводов, линий электропередачи, плотин, энергетических объектов. О склонных к падению балконах уже и не говорю: они стали чуть ли не обычным делом во многих поселках и городах. Не редкость короткие замыкания, в результате чего без света остаются целые города и микрорайоны, как это на днях произошло в Скиделе и 76 деревнях в придачу. Как видим, обострение проблемы чревато отнюдь не только испорченным настроением.

Специалисты НИИ Министерства экономики подвели под мои эмоции "научную базу". Оказывается, износ основных фондов (а это и есть здания, машины, механизмы) достиг 81,1 процента. Тогда как в мире критической считается 60-процентная отметка. Причина ясна без слов: на обновление у большинства предприятий нет средств. А предназначенные для этого амортизационные отчисления зачастую расходуются отнюдь не по назначению. Что вполне понятно, поскольку две трети предприятий не имеют собственных оборотных средств. То есть даже зарплату выдают в долг. Уж на что, казалось бы, устойчивое материальное положение на Белорусской железной дороге, но и там, как рассказал руководитель магистрали Василий Гапеев, по сравнению с 1990 годом число грузовых вагонов сократилось с 37 до 28 тысяч, новых ни одного не куплено, а старые бесконечно ремонтировать невозможно. При износе грузового парка свыше 80 процентов возникает угроза не только безопасности перевозок, но и экономической самостоятельности отрасли, убеждают железнодорожники. Российские операторы тут же предложат свой подвижной состав, за который придется платить. И подобных примеров немало.

На днях в упомянутом НИИ состоится представительная научно-практическая конференция, где министры и другие руководители реальной экономики будут искать выход из непростого положения. Но заранее можно сказать, что вряд ли найдут. Ведь в январе - феврале инвестиции в экономику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ощутимо сократились, тогда как должны в этом году увеличиться на 12 - 13 процентов. Но что случится, если, к примеру, не удастся найти 146 миллионов долларов на реконструкцию Минской ТЭЦ-3, эксплуатацию которой фактически запретили органы технического надзора? Но которая снабжает энергией несколько крупнейших предприятий и микрорайонов. Не хочется думать...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter