Парк и озеро начинались с дискуссии в «Советской Белоруссии»: к 75-летию со дня закладки Парка Победы

«Создадим в столице искусственное озеро!» – масса материалов под этой шапкой была напечатана в «СБ» в самом конце 1939 года.

– Говоря о плане реконструкции Минска, товарищ Пономаренко
[первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии] одобрил инициативу общественности, поднявшей на страницах «Советской Белоруссии» вопрос о создании в Минске искусственного озера, – читаем мы в «Советской Белоруссии» № 284 (3452) от 11 декабря 1939 года.

В тот же самый день в газете был опубликован подробный отчет: 

«На днях под председательством секретаря Минского горкома КП(б)Б тов. Власова в редакции газеты «Советская Белоруссия» состоялось широкое совещание партийной, профсоюзной, советской, комсомольской и физкультурной общественности города Минска, посвященное обсуждению схемы проекта искусственного озера.

С докладом по этому вопросу выступил инженер Белгоспроекта товарищ К. В. Иванов. Отметив жизненную необходимость сооружения в Минске большого искусственного водоема, тов. Иванов предложил вниманию совещания схему проекта искусственного озера на реке Свислочь в районе нынешнего пляжа на Сторожевке».

Считают почему-то, что Комсомольское озеро создавалось ради борьбы с весенними разливами Свислочи, доставлявшими массу хлопот жителям столицы. Однако это вовсе не так. В заметке, напечатанной в «СБ» 17 декабря 1939 года, профессор архитектуры З. К. Могилевчик прямо утверждает, что озеро необходимо для «санитарно-бытового обслуживания населения».

— До сих пор город Минск не имел открытого водоема, отвечающего запросам столичного города, – пишет он. – Река Свислочь в настоящем своем виде и состоянии совершенно не удовлетворяет возросших культурных запросов населения города. О Слепянке, которую скорее можно назвать ручьем, и говорить нечего. … Оставалось одно – создание искусственного водоема. На это мероприятие живо и горячо откликнулась вся общественность столицы. Это свидетельствует о том, что население города не желает больше мириться с существующим до сих пор ограничением в купании, в создании водного спорта и других культурно-оздоровительных мероприятий.

Свислочь в 1920–1930-е годы.

То есть изначально озеро предназначалось для купания и стирки, ведь жилья с соответствующими бытовыми удобствами в Минске в ту пору было крайне мало.

Шел ожесточенный спор между сторонниками устройства озера на Свислочи и на реке Слепянке. Профессор Могилевчик настаивает на Свислочи:

– Отсутствие выше города загрязняющих стоков, быстрота течения (меженный расход около 2–3 кубометров в секунду). Песчаное дно, относительно хорошая пойма – все это вместе взятое способствует поддержанию санитарного режима реки на должном для санитарно-бытовых целей уровне. 

Создание плотины увеличит зеркало воды и глубину. При этом получается не только стоячее, а проточное озеро с достаточным объемом воды. Последнее обстоятельство играет исключительную роль в санитарном режиме всех озер, исключает зарастание их, а следовательно, и расходы по уходу. Таким образом, трудящиеся города Минска получат озеро здоровой воды, которое полностью будет удовлетворять запросам купания и водного спорта.

Второе обстоятельство, которое говорит за создание озера на р. Свислочь, это то, что в этой части по проекту реконструкции города предусмотрен общегородской парк культуры и отдыха, и создаваемое озеро явится весьма существенным дополнением для парка.

Стирка и купание на Свислочи в районе озера во время войны.
Так что создаваемый парк и озеро были тесно увязаны между собой с самого начала, что было закреплено в Генеральном плане развития города, принятом на вооружение в 1940–1941 годах.

– Центральный парк культуры и отдыха запроектирован в районе Сторожевки на площади в 200 га, – пишет в «СБ» № 14 (3786) от 17 января 1941 года начальник и главный инженер отдела планировки Белгоспроекта Д. Ескевич. – Посредине его находится уже построенное искусственное озеро, а к последнему вплотную прилегает будущий Всебелорусский стадион. Выше озера Центральный парк культуры и отдыха переходит в загородный лесопарк, простирающийся вдоль обоих берегов реки Свислочи на 1,5 км. Весь этот парковый район и благоустроенное искусственное озеро будут представлять наиболее живописное место в системе города, где трудящиеся смогут систематически проводить свой отдых. Ныне затапливаемая прибрежная полоса реки Свислочь будет превращена в широкие, живописные бульвары, простирающиеся до самого входа в будущий Центральный парк культуры и отдыха.

Ескевич уверен, что уровень воды в Свислочи необходимо поднимать, но понимает, что одного озера для этого недостаточно.

– Для этой цели за пределами города предусматривается строительство водохранилища, которое предохранит город от весенних паводков, сделает реку Свислочь более полноводной и обеспечит курсирование по ней речных трамваев на отрезке от Советской улицы до искусственного озера, – пишет он.

И хоть с речными трамваями не получилось, удивительно, как тогдашние инженеры и архитекторы предвидели развитие нашей столицы на много лет вперед. Здесь и Минское море, и две осевые магистрали, и парки вдоль Свислочи…

Комсомольское озеро, тогда еще не называвшееся Комсомольским, было вручную выкопано жителями города в 1940 году. Из бюджета финансировалась только плотина. 

Закладка парка, который ныне называется Парком Победы, была намечена на 22 июня 1941 года, а осуществилась в 1945-м. Многие из тех тополей еще живы.

juliaandr@gmail.com 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter