Испытатель «Гомсельмаша» о первых отечественных комбайнах

Парк гомельского периода

Кто, как и где создает белорусские комбайны-легенды


Этот человек знает о сельхозтехнике все. С 1978 года он старший мастер на ОАО «Гомсельмаш», а через одиннадцать лет уже начальник комплекса полевых полигонных испытаний того же завода. С 1999-го и по сегодняшний день Василий АНТОНЮК — заместитель директора по испытаниям Научно-технического центра комбайностроения этого же предприятия. И он говорит: техника испытывала изобретателей, а они ее. Приходилось проверять ее на прочность, принимать или не принимать к производству десятки агрегатов, прицепов и, конечно же, комбайнов. Иногда на это уходил не один год. 


Накануне 70-летия Научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Василий Антонюк вспомнил, как создавались машины для села и что из этого выходило.

— Василий Леонидович, давайте вернемся на сорок лет назад. Созданных в те времена машин уже не встретить ни в поле, ни в машинно-тракторном парке, безнадежно они устарели и физически, и морально. А чем в те времена славился завод?

— Ярких страниц в его истории немало. Немногие знают, что в 1979 году «Гомсельмаш» начал массово делать первый в СССР самоходный кормоуборочный комбайн КСК-100. До этого здесь выпускались прицепные кормоуборочные комбайны КС-1,8. Они тоже пользовались немалой популярностью на постсоветском пространстве. Но надо было совершенствоваться.

В 1976 году КСК-100 прошел испытания, в 1978-м выпустили первую опытную партию. Я в то время только пришел на завод старшим мастером по ремонту гидротрансмиссий. Помню, как их, чешского производства, на КСК начали впервые ставить. Для комбайна, казалось бы, мелочь, но она сильно повлияла на эффективность его работы. Гидротрансмиссия — как коробка-автомат у автомобиля. Только скорость комбайна при работе ниже — до 12 километров в час. На прицепных комбайнах ее изменяли ступенчато, это ухудшало качество заготовки кормов. С помощью гидротрансмиссии комбайн менял скорость более плавно — комбайнеру ручкой из кабины нужно было лишь управлять подачей масла к насосу ГСТ. Машины были популярны, их делали до 15 тысяч в год и поставляли по всему СССР.

Новая эпоха кормоуборочных комбайнов настала в конце восьмидесятых. Именно тогда начали разрабатывать универсальное энергетическое средство — УЭС. Оно напоминает трактор, на него навешиваются агрегаты, которые приводятся в работу не через тяговое усилие, а за счет вала отбора мощности. Прототипом стала машина импортного производителя. Испытывали для него около 40 агрегатов, которые свозили со всего Советского Союза. Однако остались только два — для заготовки кормов и уборки свеклы.

В 1989 году кормоуборочный комплекс на базе УЭС поставили на производство. По производительности с КСК они были одинаковы, но по качеству заготовки кормов сильно отличались. КСК кукурузу резал крупно, УЭС мельче, даже зернышки разрушал. Такой корм лучше усваивался и поедался. Из 100 килограммов его оставалось 2—3, а после КСК отходы увеличивались до 10—15 килограммов.

Выпуск кормоуборочных комплексов превысил 10 тысяч штук. Но они могли лишь заготавливать корма, остальное время простаивали. В 1994 году начали делать свеклоуборочный комбайн КСН-6. Это навесная машина, она дешевле импортных самоходных комбайнов, поэтому более доступна. Приобретали ее хозяйства с площадями под свеклой до 200 гектаров. А вот самоходный свеклоуборочный комбайн создали совсем недавно. Их всего меньше десяти. Они более эффективны. КСН за день убирает 5—10 гектаров, комбайн — 25—40.

— А почему «Гомсельмаш» в то время не делал зерноуборочные комбайны?

— Не было потребности. В СССР каждый завод выпускал технику по своей специализации: в Гомеле кормоуборочную, в Ростове-на-Дону — зерноуборочную. С распадом Союза производство на «Ростсельмаше» свернулось. Особенно тяжелыми оказались 1993—1994 годы, когда там не выпустили ни одного комбайна.

А нашему АПК нужно было кровь из носу обновлять комбайновый парк старых «Донов» и «Нив». Были сторонники заменить их импортными, но тогдашний генеральный конструктор «Гомсельмаша» Валентин Шуринов предложил простую и доступную по цене версию зерноуборочного комбайна: к УЭС сделали молотилку с жаткой, а сзади прицепили бункер с очисткой. На то время парк этих машин был немалый, а опыт применения в хозяйствах большой. На заводе такой комбайн начал выходить под маркой КЗР-10 «Полесье-Ротор».

Главный конвейер ОАО «Гомсельмаш».
Фото БЕЛТА

И уже новым этапом в комбайностроении стало применение мономашин. В начале двухтысячных создали КЗС-7. Прототипом его, кстати, стал «Дон-1200». Пропускная способность достигала 7—8 килограммов зерна в секунду, производительность до 10 тонн в час. Затем на базе того же «Дона» появился КЗС-10 с пропускной способностью зерна до 10 килограммов в секунду. На его базе, в свою очередь, стали и создавать другой комбайн, но в нем применили двухбарабанную схему обмолота. Поставили еще один молотильный барабан, два года испытывали и создали серию под маркой КЗС-12 (GS12).

Машина стала легендой на всем постсоветском пространстве. Выпуск ее превысил пять тысяч — самый массовый комбайн «Гомсельмаша».

Но рынок в Беларуси насыщен, и к этим машинам уже вряд ли вернемся. Пройдет время, и комбайновый парк снова нужно будет обновлять. Придется создавать новую машину, ее унификация с предыдущей должна быть максимальной. Сейчас на базе этого комбайна делаем КЗС-1319. Вместо соломотряса (клавиш) в нем ротор. В этом году на базе двенадцатой модели начали разработку еще одной чисто роторной машины.

— Часто приходилось дорабатывать уже готовые образцы?

— Припомню случай с УЭС. В первой партии обнаружился недостаток в приводе. Количество небольшое — всего 100 машин, но их пришлось доставить на завод обратно и модернизировать. В Краснодарском крае наши свеклоуборочные комбайны КСН оказались недостаточно эффективными для использования на черноземье. После дождя они попросту не могли собирать урожай. В Гомеле технику усовершенствовали, усилили некоторые детали. У легендарного КВК-800 есть старший брат — КВК-8060. У последнего возникли проблемы с двигателями, их тоже пришлось устранять.

Помню, на испытаниях КЗС-1624-1 долго не могли понять, почему выходят из строя натяжники ремней. Выяснилось, что дело в подшипниках. Их качество никуда не годилось. Поменяли, и уже совсем другое дело. Четыре года как комбайн на производстве, поставляли в Татарстан. Техника идеальна для полей не урожайностью 60—80 центнеров с гектара. Выпустили всего около 30 машин.

Комплектующие — то, на что чаще всего можно услышать отзывы аграриев. Ставим импортные, и вынуждены искать оптимальное соотношение цена-качество. Если в России или Прибалтике узлы ненадежные, приходится покупать их в Европе. Также закупаем за границей электронику и гидравлику, ведь от этого зависит надежность. Мы постоянно работаем над тем, чтобы трудиться на комбайне было комфортно.

— Вы испытывали практически всю технику, которую выпускают на заводе. Слышал, что создаете комбайны на газовом топливе?

— Да, над ним сейчас работаем. Машина на базе КЗС-1218 должна появиться к концу апреля — началу мая. В этом году в сезон уборки планируем начать испытание в России. Вместо дизельного топлива в агрегате метан, что на 40 процентов снизит расходы на горючее, а также исключит объем вредных выбросов в атмосферу.

Есть и другие нестандартные машины. Комбайны на гусеничном ходу — это модернизированные КЗС-812. Их выпускаем около пяти лет. Необходимость в такой технике заключается в том, что поля бывают перенасыщены влагой. Для колесных комбайнов работа в таких условиях — проблема, для обутых в гусеницы — обычное дело. Но повышенная норма осадков случается в Беларуси нечасто. Большого спроса нет — всего их в хозяйствах до 10 штук, зато очень много модернизированных гусеничных комбайнов работают в Амурской области, где они пользуются большим спросом.

Сейчас разрабатывается мини-комбайн с пропускной способностью 2—3 килограмма зерна в секунду. Изучение рынков государств Азии и Африки, а также переговоры с потенциальными партнерами из этих стран говорят о большом спросе на маломощную сельхозтехнику. Причина в мелкотоварном производстве, малой контурности полей. Создание такой машины станет важным шагом в реализации задач по диверсификации экспорта и выходу на новые рынки сбыта.

Конструкторы разработали початкоуборочный комбайн КП-4. Около полутысячи уже работает в Китае. Но вот встал вопрос: наш КП-4 четырехрядный и не подходит для технологии уборки на полях белорусских и российских кукурузокалибровочных заводов. Нужен шестирядный. Его создали около трех лет назад, модель КП-6 «Палессе MS6». В прошлом году завершили испытания. К концу сезона того же года приняли на производство. Сейчас в процессе сборки два комбайна, на которые уже есть заказчик из России. В странах ближнего зарубежья подобная техника не выпускается, хотя семеноводством кукурузы активно занимаются в Молдове, России и Украине.

— Спасибо, Василий Леонидович, за интересный и полезный экскурс в комбайностроение.

КСТАТИ

С 1956 года «Гомсельмаш» массово производил прицепные силосоуборочные комбайны СК-2,6. На протяжении последующих двух десятилетий с конвейера «Гомсельмаша» сходили новые, более совершенные модели прицепных комбайнов: СК-2,6А; УКСК-2,6; КС-2,6; КС-1,8 «Вихрь». Было также освоено производство специальных тракторных прицепов-емкостей для перевозки измельченной зеленой массы.

СПРАВКА «СГ»

На создание одной машины требуется около трех лет.  Всего за сезон испытывают 20—30 машин. Из них 5—6 для постановки на производство. В 2015 году внедрено 229 рационализаторских предложений. Экономический эффект в первом году их использования составил миллиард 300 миллионов рублей. В течение 2013—2015 годов творческим коллективом Научно-технического центра комбайностроения разработан ряд патентоспособных конструкторских решений. Подано 57 заявок на получение патентов Беларуси и России, получено 46 патентов на изобретения, 7 — на полезные модели, 4 — на промышленные образцы.

В ТЕМУ

Техника «Палессе», которую выпускают на предприятии, включает 9 типов сельхозмашин, 23 базовые модели, 26 модификаций, 48 адаптеров и приспособлений для уборки различных культур. Комбайны холдинга работают в том числе в России, Украине, Казахстане, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии, странах Балтии, Аргентине, Бразилии, Иране, Китае, Республике Корея.

kovalev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter