«Париж был подлинно пьян Бакстом»

В Минске открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения российского художника, родившегося в Гродно. В июне ее покажут в Москве
К юбилею знаменитого соотечественника в Национальном художественном музее Беларуси проходит выставка «Время и творчество Льва Бакста». Москва присоединится к празднованию в июне – ГМИИ имени Пушкина тоже готовит экспозицию, где обещает представить более двухсот работ.

Первые дни выставки пришлись на романтические выходные 14 февраля. И многие молодые пары пришли именно сюда. В Минск привезли не только сорок произведений художника, сценографа, модельера, чье имя в этом году отмечено в Списке памятных дат ЮНЕСКО. Здесь можно увидеть собрания полотен его современников, художников объединения «Мир искусства»: Валентина Серова, Александра Бенуа, Исаака Левитана, Николая Рериха, Кузьмы Петрова-Водкина.


Самая дорогая картина выставки «Венеция. Купальщики на Лидо».

«Русские сезоны» покорили мир

– Лев Бакст завоевал мировую известность, оформляя театральные постановки, – рассказала заведующая отделом современного бело-

русского искусства Национального музея Екатерина Изофатова. – «Русские сезоны» Дягилева в Париже стали сенсацией. Декорации к ним – искусством, а театральные костюмы сформировали модные тенденции тех лет.

Придумывать декорации и костюмы Бакст начал еще в Петербурге, время от времени сотрудничая с Императорскими театрами. Но для консервативной казенной сцены его идеи были слишком передовыми. Тогда художественному оформлению спектаклей не придавали особого значения. В балетах «Русских сезонов» удалось переломить ситуацию: декорации подчинили себе сами постановки.

После премьеры в Париже художник проснулся знаменитым, а спустя несколько лет даже удостоился ордена Почетного легиона. Рукоплескали Баксту и в других странах, куда приезжала с гастролями антреприза Дягилева.

Оформив балеты «Клеопатра» и «Шехерезада», он открыл европейскому зрителю искусство Востока, которым увлекался долгие годы. Еще одной важной темой в творчестве Бакста оставалась Древняя Греция.


Балерина Силия Курти из труппы Римского театра в балете «Весна священная» танцует в костюме, сшитом по рисункам Бакста в наши дни

Дамский угодник

Как вспоминали современники, после успеха восточных постановок «Париж был подлинно пьян Бакстом».

– Он стал первым худож-ником-модельером и стилистом: занимался разработкой моделей шляп и обуви, украшений для дамских причесок, рецептур духов, ввел в моду цветные парики и боди-арт, – рассказала Екатерина Изофатова.

Модную индустрию 1910-х годов просто взворвало: дамы высшего света поголовно облачались в восточные одежды, а дома моды в срочном порядке закупали километры шелка, забрасывая художника предложениями о сотрудничестве. На одно из них – от известного ателье Жанны Пакен – он ответил согласием. Создал коллекцию вечерней и дневной одежды для парижанок. Многие коллеги затею не одобрили – в их среде заниматься дизайном считалось недостойным.


Эскиз костюма к дягилевскому балету «Клеопатра», 1910 год

Общая гордость

Хотя легенда искусства вырос в Санкт-Петербурге, жил и творил в Париже, у белорусов собственная гордость: родился он в Гродно. Чтобы понять природу гения, в Минск привезли акварельные виды города XIX века, нарисованные Наполеоном Матеушем Тадеушем Ордой.

Самая дорогая картина выставки – «Венеция. Купальщики на Лидо». Стоимость, по разным оценкам, достигает шестизначной суммы в долларах. Ее и еще три произведения кисти Бакста местный банк приобрел в декабре прошлого года у частного коллекционера из Великобритании, цена публично не называлась.

Из Вильнюса на выставку привезли картины современника Бакста – Микалоюса Константиноса Чюрлениса. И это сенсация: последний раз литовец экспонировался в Минске сто лет назад.

Из фондов Национального художественного музея Беларуси в экспозиции – три авторские литографии Льва Бакста: «Портрет И. Левитана» (1899), «Портрет Филиппа Малявина» (1899) и «Портрет Зинаиды Гиппиус» (1910). Они стали достоянием белорусского музея еще в советские годы.

Выставка будет идти до 17 апреля. Затем ее ждут в Вильнюсе, Риге и Гродно.

Три факта из жизни

1. Настоящая фамилия художника – Розенберг, а Бакст – укороченный вариант фамилии его бабушки по материнской линии, который он впервые использовал как псевдоним в 1889 году для участия в одной из петербургских выставок.

2. В 1906–1909 годах Бакст преподавал в частной художественной школе, где одним из учеников был Марк Шагал. Бакст запрещал ему ехать в Париж, пугал утратой собственного стиля и нищенством. Но Шагал его не послушался. Через несколько лет Бакст признал, что оказался не прав, и назвал Шагала «художником, делающим честь России».

3. Чтобы жениться на Любови Гриценко, дочери известного купца, основателя Третьяковской галереи, Баксту пришлось принять лютеранство. Однако брак оказался неудачным. В 1910 году художник вернулся в иудаизм.



Справка «СВ»

Леон Самойлович Бакст (настоящее имя Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) родился 8 февраля 1866 года в Гродно в еврейской семье ученого-талмудиста. После окончания гимназии учился вольнослушателем в петербургской Академии художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. Один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства». Во время революции 1905 года работал для журналов «Жупел», «Сатирикон».

С 1907 года жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвел настоящую революцию. Вошел в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра», «Шехерезада», «Дафнис и Хлоя» и др.).

В 1918 году разорвал отношения с Дягилевым, но спустя три года оформил балет «Спящая красавица» Чайковского – свою последнюю крупную постановку. Умер в Париже от отека легких в 1924 году.

Татьяна БОРИСОВА, 

Ирина МУСТАФИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter