Юрий Ващук представит Беларусь на Евровидении в Дании

Парень из крутого теста

Тео выиграл финал отбора на конкурс "Евровидение"

Кто он? Что? Откуда? Как только Юрий Ващук под псевдонимом Тео выиграл финал национального отбора на конкурс "Евровидение", социальные сети выкинули на свои необъятные берега кучу вопросов к победителю. В ажиотаже о прошлом и настоящем Юры рассказывают веселые небылицы, разве что в сыновья турецкоподданного не записывают. И это странно. Почти 15 лет Ващук заливается соловьем в оркестре Михаила Финберга, объездил с коллективом все города и села страны, неужели не встречали?.. К тому же Юра талантливый композитор и аранжировщик: сочиняет новые песни и старым - аутентичным - придает свежее звучание в проекте телеканала "Беларусь 3" - "Наперад у минулае".


Да, Ващук такой. Он из крутого теста. Мы с Юрой расселись в чайной комнате, и он ответил на все ваши вопросы.


- Минчанин?


- Родился и вырос в Кобрине. С 16 лет работаю солистом в оркестре Финберга после удачного выступления в телеконкурсе "Зорная ростань".


- Накануне отборочного финала ты выбросил в сеть видеоклип к своей конкурсной песне Cheesecake. Грамотный ход, по-моему. Многим интернет-жителям ролик понравился, и у тебя появился шанс.


- Я понимал, что надо какое-то промо. Привлечь продюсерские силы возможности не было, поэтому придумал простенький видеоряд, примерно изложил идею режиссеру Юрию Доброву. Начали снимать. В итоге получился такой стильный клип. Сам не ожидал.


- По драматургии песни и ролика ты выясняешь отношения с приятной во всех отношениях блондинкой. Но во время твоего выступления в финальном телешоу девушка так и не появилась на сцене. Постеснялась?


- В клипе снимается моя знакомая девушка Ая, она к шоу-бизнесу никакого отношения не имеет. Чуть уговорил ее в "кино" сниматься. Спасибо ей, что согласилась: на мой взгляд, украсила видео своим появлением в кадре. Сцены Ая боится. Поэтому для финала опять же "на коленках" придумал какой-то номер: ребята на бэк-вокале в смешных шапках с карточками, сам эти таблички рисовал-вырезал, кепки искал, подтяжки.


- Боже, все сам. И песню сам написал.


- Сырая демоверсия у меня давно была написана, не знал, кому из артистов предложить эту мелодию: не совсем стилистически подходит той музыке, которую крутят сейчас на радиостанциях. А тут у меня в мыслях вдруг сошлось, что для "Евровидения", возможно, это неплохой вариант. Почему не рискнуть? С другом и соавтором Димой Новиком быстренько набросали слова, записали песню и отправили на отборочной тур.


- Как водится, в самый последний день приема заявок отправили?


- Именно. За полчаса до закрытия Главпочтамта. А дальше на предварительном этапе конкурса, когда всех желающих прослушивало жюри, обратил внимание, что во время моего выступления все оживились, заулыбались, начали сидя пританцовывать. Меня это вдохновило. Позже на генеральных репетициях финала все больше людей подходили ко мне с комплиментами. Но я к тому времени уже ни на что не рассчитывал, подготовка к конкурсу и бессонные ночи накануне так вымотали, что у меня в день концерта было только одно желание: выйти на сцену и кайфануть.


- Как оказалось, очень правильное желание. Вышел - и всех влюбил в себя. На форумах уже с Александром Рыбаком сравнивают: камера любит, солнечный искренний мальчик, все такое.


- А я ставил перед собой задачу: работать с камерой, отправить месседж каждому зрителю, который сидит у телеэкрана. Мне кажется, "Евровидение" - это не тот конкурс, где нужно утяжелять номер постановкой, когда на сцене происходит масса всего и режиссер просто физически не успевает передать должную "картинку", хронологию происходящего на сцене. Вот только что мне позвонил один деятель и рассказал, что уже придумал, как должен выглядеть мой номер в Копенгагене: на огромной лестнице я выезжаю из-под сцены... Откуда лестница? Что я буду на этой лестницей делать? (Смеется.)


- Печь американские пироги. Вот еще популярный вопрос: почему поешь на английском?


- Европа знает английский.


- Но есть опасность, что нюансы твоего произношения скроют от публики значительную часть смысла песни.


- Будем над этим работать. В субботу ко мне в гости из Нью-Йорка прилетел мой родной брат Вадим, он живет в Америке уже 15 лет, окончил наш лингвистический университет. По профессии логопед, он и от акцента избавлять умеет. Думаю, поможет мне спеть "Чизкейк" как надо.


- Так о чем поешь?


- Я устал, что моя девушка называет меня чизкейком, поэтому не хочу быть с ней. Песню, кстати, менять не собираюсь, с ней и поеду в Данию. Это я ответил сразу на твой следующий вопрос.


- А вот и не угадал. Хотела спросить, как твой босс Михаил Яковлевич Финберг относится к подобным евровизионным кренделям?


- На следующий день после конкурса, в субботу в 9 утра мне принесли телеграмму от народного артиста Михаила Финберга: "Старик, поздравляю!"


- Черт побери, приятно.


- И неожиданно, и приятно, действительно. Я ему тут же перезвонил, поблагодарил и услышал в его голосе искреннюю радость за меня.


- Заметила, что в последние годы Михаил Яковлевич категорически отказывается заседать в жюри песенных конкурсов.


- У него своя точка зрения на все происходящее в шоу-бизнесе. На его взгляд, сегодня мало профессионалов. И в чем-то я с ним солидарен.


- Слушай, чистота исполнения, исконный мелос - это хорошо, конечно. Эдуард Хиль, Виктор Вуячич, "Песняры" - вообще замечательно. Но если на "Евровидение" собрался, нельзя уже, наверное, отмахиваться от крикливого Джастина Бибера или метросексуала Тимберлейка. Пресловутый формат обязывает.


- Согласен. И, кстати, пока не слишком доволен своим выступлением в финале: вокально можно было точнее исполнить, аранжировку чуть поменять. Отдохну немного от песни и начну доводить ее до ума, что-то свеженькое хочу внести.


- Начинается... "еще более лучшее" звучание, постановка с лестницей, лаковые шорты....


- Это вряд ли. Все творческие предложения по постановке буду просеивать через призму своего восприятия: после Гродненского колледжа искусств я окончил БГУКИ, университетское образование, мне кажется, помогает отсеивать безвкусные предложения от стоящих.


- А вот ведь часто ругают наших исполнителей за отсутствие вкуса?


- Часто. Но, мне кажется, в последние годы в музыкальном отношении наша эстрада стала крепче. Мы когда записывали юбилейный концерт, посвященный творчеству композитора Леонида Ширина, многие зрители в зале были в шоке: "Как? Разве вы написали эти песни?" Сейчас ведь ни на радио, ни на телевидении не называют авторов музыки и слов. А наши композиторы, поверь, пишут очень симпатичные вещи. И второй момент: где у нас артисты в основном зарабатывают? В ресторанах, на свадьбах да "корпоративах". Когда коллеги приносят мне песню на аранжировку, так и просят: "Сделай так, чтобы люди танцевали". Тыц-тыц. Откуда при таком подходе тончайшим музыкальным нюансам взяться.


- Последний вопрос: что такое Тео?


- Псевдоним. Звучит просто, лаконично, легко запоминается. Была у меня такая волна, когда начал писать клубную музыку и захотелось отделить псевдонимом то, чем занимаюсь вне оркестра. Придумал Тео. Так и прижилось.


- Спасибо, что заглянул. На прощание желаю не перемудрить, выйти в мае в Копенгагене на сцену "Евровидения" и все сделать как надо. Удачи!


Советская Белоруссия №9 (24392). Пятница, 17 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter